34. Земская вертикаль
- Безотложно созданное местное самоуправление -- в дальнейшем может стать основанием для постепенного построения земской вертикали.
- В огромной и разнообразной России одна лишь центральная правительственная власть, изливаемая сверху вниз, не может обеспечить благоденствия народа. Необходимо встречное, снизу вверх, влияние.
- Ещё в Московской Руси, четыре века назад, существовала система договорных грамот между местом (посёлком, местностью) и вышестоящей властью: чти обязано место выполнить и отдать государству, а чти обязывается встречно власть. Эти грамоты опубликованы, можно читать их, дивиться и учиться: насколько же мы были 400 лет назад предусмотрительней, обязательней, взаимодоверительней. (Хотя сегодняшняя власть и подписавши бы -- станет ли выполнять?)
- Так уже в XVI веке в России действовало местное самоуправление -- земство. Оно прекращалось {192} при петербургской династии, снова возродилось при Александре II -- и живительно действовало до самой революции. Большевикам эта народная самодеятельность стояла поперёк горла, и они тотчас разогнали земства повсюду. (Но историческая память нашего народа так затемнена, а испуг от прожитых десятилетий так велик, что слышал я: "Что это -- земство? А не будут в него загонять, как в колхозы?")
- Земство -- это объединение всех людей, живущих в данной местности и имеющих занятие в ней. Объединение внеполитическое, внепартийное и вненациональное, оно не может зависеть ни от партийного признака, ни от национального, -- иначе оно теряет свой смысл и назначение.
- Земская система есть форма народного самоуправления, во всех ступенях своих живо связанная с народными интересами и потребностями. Она сущностно отличается от стандартного парламентаризма и от ныне действующей у нас политизированной избирательной системы -- тем, что открывает путь для истинных, достойных представителей народа, постоянно ответственных перед населением избравшей их местности.
- Принципиально отличается земство и тем, что принятие в нём решений основывается не на количественном механическом подсчёте голосов, но на качественном сопоставлении мнений и учёте интересов всех представленных социальных групп, сообразно их вкладу в жизненное существование данной местности. Это отличается от современной практики, но соответствует издавней русской традиции обсуждений и решений: от сельской общины и до всероссийского представительства -- должна взвешиваться правота доводов, а не число голосов; особые мнения {193} не должны быть просто подавлены голосованием, надо искать формы не простого большинства. Конечно, первое условие тут -- благоприятствие взаимных отношений, способность выслушать и понять другого. А без этого -- и не начинать, без этого -- и никогда ничего доброго у нас не вырастет.
- Земская власть полномочна распределять местные средства и -- разветвляясь на местную образовательную систему, медицину, сохранение природы, противопожарную службу, аварийную, агрономическую, мелиоративную, дорожное и бытовое строительство, помощь нуждающимся, краеведение, статистическое изучение происходящего и ещё десятки плодоносных направлений -- становится, собственно, не властью, как администратор из правительственной вертикали, а органом целящим, восстановительным, воспитательным, убеждающим, открывающим ) простор для разумных и действенных сил населения.
- Поскольку в нынешних условиях земство мыслится для всех видов поселения, встаёт вопрос: как именно может строиться народное самоуправление в крупных городах? Мы не берёмся предлагать, сознаём, что тут недочёт, это требует отдельной основательной разработки. (Начиная с выборности главы ЖЭКа? дворовых, квартальных, уличных комитетов?)
- Но в общем виде, для страны, органичны были бы четыре ступени самоуправления: местное -- уездное -- областное -- всероссийское. (Уезд -- это устоявшееся русское, очень понятное слово. Сегодня удобно понимать под ним обычный административный район -- в отличие от внутригородских "районов" и "микрорайонов".)
- При выборе в местное земство (это "сельсоветская" группа деревень или некрупный посёлок) по {194} однородности населения, очевидно, без нарушения справедливости может быть применено обычное количественное голосование. Однако уже в уезде население разнообразно по занятиям и социальным интересам -- и следует все главные из них представить в уездном земстве. Это может быть достигнуто издревле известной системой "курий", сословно-корпоративного устроения: однородная группа избирателей шлёт в выборный орган своего представителя. В низшем земстве, очевидно, достаточно старшины (на оплате) и ещё двух членов правления (без оплаты) при нём. В уезде сама местность, по своим особенностям, устанавливает число членов уездного земского собрания (они -- не получают зарплаты за своё участие, они -- не чиновники, но радетели местного блага, на том и действуют, и лишь исполнительный орган, земская управа, состоит из минимального числа платных служащих). Соответственно то же -- и в областном земском собрании (не так, как в нынешних областных законодательных: депутаты состоят на содержании у исполнительной власти, а значит и зависят от неё), и в областной земской управе. Сам земский аппарат не должен заметно обременять земского бюджета.
- Та же оговорка и тут: а найдётся ли столько бескорыстных людей, способных отдавать силы и время спасению своей местности? Ну, а если не найдётся -- мы не стоим ничего как народ, тогда, в ослаблении, оставим все заботы.
- Также в каждой местности, по её традициям и разумению, устанавливается для участия в земстве свой возрастной ценз и ценз оседлости: как для права голосовать, так и для права быть избранным -- свой минимальный возраст, обеспечивающий ответственность {195} избирателя, и минимальный срок проживания, обеспечивающий соучастность в делах местности. (При нынешней усиленной миграции -- срок проживания в этой местности, вживанья в неё -- важное условие. А ещё, мне сейчас толково предлагают на встречах и в письмах: пусть на случай проявленной непригодности будет сильно, упрощена процедура отзыва депутата. И этот порядок сам по себе уже есть эффективнейший народный контроль.)
- Такая земская система коренным образом решает и национальные осложнения: реальная вненациональность её устраняет подбор управляющих лиц по национальному признаку, как это имеет место сегодня во многих автономиях, даже при меньшинстве "титульной" нации; напротив, в местах сплочённого множественного проживания какой-либо нации -- местное самоуправление естественно формируется главным образом из неё. Так истинная, а не голословная, демократия сама собою снимает межнациональные напряжения. Любые привилегии или стеснения по национальному признаку разрушают самый принцип земства. Национальное же творчество повсюду сохраняет свою особость в отношении религии, культуры, образования, школы. (Может быть, лишь особый уклад жизни пространственно рассеянных малых северных народов Сибири диктует для них -- отдельную форму самоуправления.)
- В последние годы земское движение уже и начиналось самопроизвольно в разных концах России -- да опало, где без поддержки, где от противодействия властей и безденежья.
- По мере того как -- и если -- земство начнёт реально создаваться, его и на местах, и целоохватно (как уже существующие Российское Земское Движение, {196} несколько локальных Земских Союзов) подстерегают новые опасности: и которых ещё нельзя сегодня предвидеть, и уже предвидимые, уже явные. Одна опасность -- корыстное использование земского движения политическими партиями и отдельными политиками -- как возможного избирательного резерва (такие признаки уже есть). Вторая -- создание псевдоземских движений: использование лозунга земства в каких-либо иных целях. Третья: местные воздействия на земский процесс насилиями и угрозами. (Когда я в сибирской поездке призывал слушателей не промахиваться хоть в местных выборах, -- ибо в центральных, не зная кандидатов, скорее ошибутся, -- мне отвечали: так в местных-то и страшно высказываться, тут мы все на виду, вот и прижмут меня.) Ещё опасность: при нынешней распущенности нравов самоуправление в каких-то местах может стать формой самоуправства.
- Введение земской системы не может быть иным, как медленно постепенным, как дерево растёт, не задаваясь никакими искусственными сроками. Лишь после успеха в осуществлении земства местного, допустимо расширять и развивать опробованные методы -- для создания земства уездного, позже -- и областного. (Ступенчатую систему введения земства в России я и предложил в "Обустройстве".) Развитие ступенчатой системы отнимет немало лет: чтобы каждая ступень имела время освоиться с задачами -- и выделить представителей в ступень вышестоящую. (Конечно, и об этой, как и любой другой предлагаемой системе так же возразят: "да всё равно пролезут карьеристы и воры!" Но это -- философия отчаяния: тогда вообще не надо ни искать, ни предпринимать ничего, а сразу опустить руки: мы погибли.) {197} Однако, глядя вперёд в отдалённое время, если и когда Россия приобретёт успехи и навыки в земском самоуправлении, будем надеяться на создание и вершинной системы земства -- Общероссийского Земского Собрания (в нашей истории -- Земские Соборы). Выросшее из многоместного сознательного, бескорыстного и жертвенного опыта самоуправления, оно с большей вероятностью представит собой действительную волю народа, не ту показную, которую изображают ныне политизированные парламенты. Оно увенчало бы собой всю земскую вертикаль власти -- по реальным полномочиям и родам деятельности самую широкую внизу, а кверху -- с ограничением компетенции, но высоким моральным весом. (По старорусской формуле: "Царю власть -- народу мнение." И если это мнение весомо высказано -- то им не пренебрежёшь. Ключевский отмечает, что в Московской Руси Земские Соборы не противостояли царю, а сотрудничали с ним.)
- Такая земская вертикаль, независимо выросши рядом с вертикалью правительственной (у которой наибольшая компетенция наверху, но сильное сужение её книзу), создала бы в России сочетанную власть -- государственно-земский строй, -- при котором одновременно и сохраняется централизованное государственное управление -- и жизнь народа реально направляется им самим. На каждом уровне -- местном, уездном, областном и высшем -- правительственная вертикаль проверяет земскую на строгое выполнение законов, а земская правительственную -- на честность и открытость ведения дел. И президентская власть так же оказалась бы под совестным просвечиванием земской вершины (чего ныне так не хватает нам). {198} Государство должно строиться одновременно и сверху, и снизу.