И если написать крупными буквами, в чем состоит наш экзамен на человека:
- НЕ ЛГАТЬ! НЕ УЧАСТВОВАТЬ ВО ЛЖИ!
- НЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛОЖЬ!
- то будут смеяться над нами не то что европейцы, но арабские студенты, но цейлонские рикши: всего-то столько от русских требуется? И это -- жертва, смелый шаг? а не просто признак честного человека, не жулика?
Но пусть смеются грибы другого кузова, а кто в нашем давится, тот знает: это действительно очень смелый шаг. Потому что каждодневная ложь у нас -- не прихоть развратных натур, а форма существования, условие повседневного благополучия всякого человека. Ложь у нас включена в государственную систему как важнейшая сцепка её, миллиарды скрепляющихся крючочков, на каждого приходится десяток не один.
Именно поэтому нам так гнетуще жить. Но именно поэтому нам так естественно и распрямиться! Когда давят безо лжи -- для освобождения нужны меры политические. Когда же запустили в нас когти лжи -- это уже не политика! это -- вторжение в нравственный мир человека, и распрямленье наше -- отказаться лгать -- тоже не есть политика, но возврат своего человеческого достоинства.
Что есть жертва? -- годами отказываться от истинного дыхания, заглатывать смрад? Или -- начать дышать, как и отпущено земному человеку? Какой циник возьмется вслух возразить против такой линии поведения: неучастие во лжи?
О, возразят, конечно, тут же, и находчиво: а что есть ложь? А кто это установят точно, где кончается ложь, где начинается правда? А в какой исторически-конкретной диалектической обстановке и т.д. -- как уже и изворачиваются лгуны полвека. А ответ самый простой: как видишь ты сам, как говорит тебе твоя совесть. И надолго будет довольно этого. В зависимости от кругозора, жизненного опыта, образования, каждый видит, понимает границу общественно-государственной лжи по-своему: один -- ещё очень далеко от себя, другой -- верёвкой, уже перетирающей шею. И там, где, по честности, видишь эту границу ты, -- там и не подчиняйся лжи. От той части лжи отстранись, которую видишь несомненно, явно. А если искренне не видишь лжи нигде -- и продолжай спокойно жить, как прежде.
Что значит -- не лгать? Это ещё не значит -- вслух и громко проповедывать правду (страшно!). Это не значит даже -- вполголоса бормотать то, что думаешь. Это значит только; не говорить того, чего не думаешь, но уж: ни шепотом, ни голосом, ни поднятием руки, ни опусканием шара, ни поддельной улыбкой, ни присутствием, ни вставанием, ни аплодисментами.
Области работы, области жизни -- разные у всех. Работникам гуманитарных областей и всем учащимся лгать и участвовать во лжи приходится гуще и невылазнее, ложь наставлена заборами и заборами. В науках технических её можно ловчей сторониться, но всё равно: каждый день не миновать такой двери, такого собрания, такой подписки, такого обязательства, которое есть трусливое подчинение лжи. Ложь окружает нас и на работе, и в пути, и на досуге, во всем, что видим мы, слышим и читаем.
И как разнообразны формы лжи, так разнообразны и формы отклонения от неё. Тот, кто соберёт своё сердце на стойкость и откроет глаза на щупальцы лжи, -- тот в каждом месте, всякий день и час сообразит, как нужно поступить.
Ян Палах -- сжёг себя. Это -- чрезвычайная жертва. Если б она была не одиночной -- она бы сдвинула Чехословакию. Одиночная -- только войдёт в века. Но так много -- не надо от каждого человека, от тебя, от меня. Не придётся идти и под огнеметы, разгоняющие демонстрации. А всего только -- дышать. А всего только -- не лгать.
И никому не придётся быть первым -- потому что "первых" уже многие сотни есть, мы только по их тихости их не замечаем. (А кто за веру терпит -- тем более, да им-то прилично работать и уборщицами, и сторожами.) Из самого ядра интеллигенции я могу назвать не один десяток, кто уже давно так живёт -- годами! И -- жив. И -- семья не вымерла. И -- крыша над головой. И -- что-то на столе.
Да, страшно! Дырочки фильтра в начале такие узкие, такие узкие -- разве человеку с обширными запросами втиснуться в такую узость? Но обнадежу: это лишь при входе, в самом начале. А потом они быстро, близко свободнеют, и уже перестают тебя так сжимать, а потом и вовсе покидают сжатием. Да, конечно! Это будет стоить оборванных диссертаций, снятых степеней, понижений, увольнений, исключений, даже иногда и выселения. Но в огонь -- не бросят. И не раздавят танком. И -- крыша будет, и будет еда.
Этот путь -- самый безопасный, самый доступный изо всех возможных наших путей, любому среднему человеку. Но он -- и самый эффективный! Именно только мы, знающие нашу систему, можем вообразить, что случится, когда этому пути последуют тысячи и десятки тысяч, -- как очистится и преобразится наша страна без выстрелов и без крови.
Но этот путь -- и самый нравственный: мы начинаем освобождение и очищение со своей души. Ещё прежде, чем мы очистим страну, -- мы очистимся сами. И это -- единственно правильный исторический порядок, ибо зачем очищать воздух страны, если сами остаёмся грязными?
Возразят: но как жаль молодежь! Ведь если на экзамене по общественной науке не проговоришь обязательной лжи, -- двойка, отчисление из института, и перебито образование и жизнь.
В одной из следующих статей нашего сборника обсуждается, так ли правильно понимаем мы и осуществляем лучшие пути в науку. Но и без того: потеря в образовании -- не главная потеря в жизни. Потери в душе, порча души, на которую мы беззаботно соглашаемся с юных лет, -- непоправимее.
Жаль молодежь? Но и: чьё же будущее, как не их? Из кого ж мы и ждём жертвенную элиту? Для кого ж мы и томимся этим будущим? Мы-то стары. Если они сами себе не построят честного общества, то и не увидят его никогда.
Январь 1974