9. Чужеземцы в 24 часа
- "Русский, езжай своя Россия!", "Убирайтесь, пока всех не перережем!", "Пошли вон с нашей земли, проклятые!". А в Средней Азии выставляли и такой лозунг: "Оставайтесь тут, нам нужны рабы!" Оскорбляли на улицах, в трамваях, в самых людных местах, приставали к женщинам. От русских из азиатских республик я получал об этом письма ещё в Вермонте, потом много больше в России.
- Живя на своих привычных местах, где провели они всю жизнь, а то и отцы-деды их, -- проснувшись в своих домах, внезапно узнали, что они живут -- за границей, нежеланные, теснимые и даже ненавистные чужеземцы. Как можно освоиться с таким? переработать в сердце, в груди, в голове? Советская "дружба народов", о которой столько мы слышали од и баллад, -- вмиг оскалилась с враждебностью, подавлявшейся, но, значит, никогда и не затихавшей. (И глубже в историю: значит, и за столетия совместной жизни мы не расположили к себе эти восточные народы. А -- возможно ли такое вообще? Много ли мы видим иных примеров по земному шару? Хорошее -- принимается как должное и легко забывается; плохое -- питает жар национальных обид.) {61} Кто были эти наши соотечественники, осевшие на окраинах? Из ссыльных, из эвакуированных или из посланных -- лучшие работники, инициативные, сметливые, профессиональные, с повышенной долей специалистов средь них. Это они принесли на окраину науку и высокую культуру, это они развили там всю технику, индустриализацию. (В Таджикистане, по официальным советским данным, после революции "поднялось производство в 210 раз"! -- уж каким бы методом ни считано, а: из ничего создали всё.) Или множество сосланных "раскулаченных" и их потомки -- никак не худшие труженики, неленивые, работящие, непьющие. (Вспоминаю республиканскую онкологическую больницу в Ташкенте, где я лежал: ведь вся она держалась только русскими переселенцами да ссыльными.) И теперь поднималась волна выживания прочь, отъёма квартир, земельных участков. И смеются над ними, что Россия бросила их беззащитными. Сплошь выталкивают с должностей высокооплачиваемых на оплачиваемые низко. Даже в столичном Ташкенте на русском кладбище ломают ограды могил, портят или расхищают надгробия. Резко оттеснили русскую молодёжь от институтов. Русские школы ограничивают или вовсе закрывают. Русский язык как язык обучения -- во всех государствах СНГ вытесняется, историю преподают в трактовке "титульной" нации. А годы, вот, утекают -- уже протекло таких 7 лет, немного до полной школьной жизни ученика. И таких российских школьников в СНГ -- миллионы.
- И ещё же (немало таких случаев знаю): "чужеземцам" прекращают платить пенсию, заработанную в едином СССР, но в другой республике: "Вам дали её в другом государстве, там и получайте!" (Если же здесь {62} получал, то отъезжающему не дают справки о пенсии.) И компенсацию реабилитированным, бывшим зэкам, ссыльным: "Осуждён был не в нашей республике? Там и получай!"
- Слезы -- звенят даже в письмах. За что им так досталось (и с такой внезапной крутостью)? Родина отказалась от них -- за что? Они всё ещё, всё ещё надеются на покровительство России... Тщетно.
- Одни, обескураженные, отначала остались терпеть до конца. Покинутые, униженные -- смиряются с уделом учить детей на чужом языке. В других вспыхнул естественный порыв: уехать в Россию! Бросались к российским новопосаженным послам и консулам -- встречали у них непроницаемое безразличие. Получить российское гражданство? -- длиннейшая волокита, так что легче рискнуть и поехать в Россию без гражданства. Тогда действовать самим? Продать квартиру? (Они враз подешевели.) В иных республиках им запретили продавать. Тогда обменять большую на меньшую, чтобы бросить даром меньшую? Запретили и менять. Власти препятствовали и заказывать контейнеры для домашнего имущества. Потом -- запрещали вывозить мебель: это -- достояние Республики! "Понятия 'личное имущество' не существует" (ответ в Туркмении).
- И ещё же, добавить: в иных республиках, как Азербайджане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане, вспыхивали "горячие точки" -- междоусобная резня, насилия, пожары, эти огненные вихри сами выталкивали уезжать.
- А где -- и не "горячие"? В республиках Закавказья и Средней Азии -- русским не стало, нет места, и не будет! И уехать -- самый естественный выход. Да статистика показывает, что отъезд русских из Закавказья {63} начался и тёк уже с 60х годов, уже к концу 80х уехала пятая часть, это процесс исторически неумолимый. (Я в Грузии ещё в 1937 слышал горькие жалобы русских на притеснения от грузин и невозможность сыскать справедливость. И в Казахстане видел сходное: добиться правды через суд над казахом -- исключено.) Со второй половины 70х годов начался отток русских и из Средней Азии. С 90х годов потоки отчаянных возросли до сотен тысяч. Из Таджикистана, так упорно (и бессмысленно) защищаемого нашими пограничниками, из русских ещё не бежали только пожилые да бедные, но до них у нас вниманье не доходит. Нам там -- не жить, и если б это поняли российские власти -- может быть, облегчились бы ещё миллионы судеб.
- Самодовольные наши правители, когда с лёгкостью подписывали мгновенный распад страны, безо всяких договоров и условий, -- разве задумались, что значит резать по живому телу? Ни в одном российском заявлении после Беловежа память и забота об этих брошенных не прозвучала, а уж тем более не была объявлена со стороны России открытая возможность всем отторгнутым, любому-каждому, в любой изъявленный момент свободно получить российское гражданство. (Да хотя б оценили, что возврат отторгнутых на родину -- при нашем миллионном вымирании -- массивный жизненный государственный интерес. Ведь пополнили бы наш редеющий народ!) Российские власти, занятые своими расчётами, интригами и провалами, за 7 лет не нашли в себе твёрдости или смелости сделать решительное движение в защиту соотечественников, брошенных в СНГ. Да ведь упаси Бог расстроить гармонию Содружества! У восточных правителей робко попросили "двойного гражданства" {64} для этих защемлённых; но, кроме Туркмении, нам везде отказали.
- Знает ли мировая история такое массовое предательство своих сынов Родиною, как одномгновенно мы бросили за границами России одну шестую часть русского народа, и безо всякой нашей защиты и попечения? Сравнить можно только с тем, как СССР предал свыше 5 миллионов своих военнопленных в германскую войну, -- в этом (да только ли в этом!) "демократическая" Россия верна советской традиции.
- Но о ком здесь идёт речь? вызволять кого -- долг России? Юридическая сторона сильно запутана "советским гражданством": одно оно и было у всех ныне живущих, но мгновенно лопнуло у двухсот миллионов. (Об этом-то и должны были озабоченно подумать составители Беловежского соглашения!) Сказать, что надо вызволять российских граждан? -- но таких не было до 1991. Значит: всякого, принадлежащего к одной из нынешних российских национальностей, не имеющего этнически-своего государства в СНГ и желающего жить именно в России. Отвеку выбрала Россия непростую стезю быть страной многонациональной -- и ни от кого своих она отказываться не может.
- Хотя бы, используя направленность нынешнего мирового общественного мнения, громко и постоянно требовать защиты прав каждого нашего там отмежёванного? Да где там. Безвольно отдавши миллионы этих людей, российские правители не имеют ни способности, ни охоты защищать их. Да и в международном мнении есть тоже свой разбор: кого где модно защищать, а кого где нет; отрезанных русских -- слегка защитили только в Прибалтике, и надолго ли? 22.3.97, после встречи с Клинтоном, наш Президент обмолвился и так: "Не будем ссылаться, что в Прибалтике {65} притесняют русских" (в Риге в 1998 уж зашло за край, слишком явно). Хотя бы, как нынешняя Германия зорко печётся о немцах в России -- помощью их инициативам, организацией, деньгами, делегациями к ним? И мы бы так? Нет, конечно, нет.
- Однако из Казахстана, где казахов, со всеми переселенческими усилиями Назарбаева, всего 40%, а русских до 7 миллионов и ещё же множество украинцев, 2/з миллиона немцев, поляки, -- уезжать стыдно, это немощная капитуляция. Не большинству же бежать от меньшинства. Вся республика воздвигнута русскими, раскулаченными, ссыльными и зэками. ("Русскими" зовут там всех не-казахов и не-среднеазийцев. Там же и остатки четырёх казачьих войск -- Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского -- с 400-летней традицией.)
- После объявления Казахстаном независимости отношение к русским сразу резко ухудшилось. В поспешной конституции объявили многонациональный Казахстан "государством самоопределяющегося казахского народа", казахский язык -- единственным государственным и официальным, и закон: что "противодействующие реализации государственного языка" подлежат лишению гражданства: не хочешь говорить по-казахски -- хоть убирайся прочь, хоть пропади на месте. (Потом -- допустили русский язык "для деловых общений".) Ускорилось вытеснение русских со служебных постов. Успешно преграждают выдвижение русских депутатов от русскоязычных районов, а всё же избранных -- кого вытесняют потом. Требования русскоязычного населения вести в русских школах русский язык, литературу и историю по российским {66} программам обрываются, объявляются "экстремизмом, нарушающим суверенитет Казахстана". Допуск русского языка в вузы резко ограничен, почти всюду -- обязательные экзамены на казахском языке. Прекращается трансляция одного за другим российских телеканалов; ещё интенсивнее сокращается внутриказахстанское и областное телевидение на русском языке. Русская печать лишается материальной базы, угасает, резко сокращается. Искусственно прерывается подписка на российские издания. За новостями, за русскими газетами -- ездят в Омск. И кому надо послать важное письмо в Россию -- казахстанской почты (и цензуры) избегают, просят с оказией опустить в России. На севере Казахстана, в самых наирусских областях, -- было несколько случаев сожжения православных храмов, нападение на епископа -- бушевали отряды казахских националистов ("Азат", "Алаш"). По всему Казахстану города и селения с исконно русскими названиями сплошь переименовываются по-казахски. Назарбаев подытожил: "в Казахстане русского вопроса нет", возбуждение его, дескать, -- подобно тревоге о судетских немцах в ЗОе годы (24.11.93). А чем он "обеспокоен"? -- "русским империализмом" (январь 94го, Давос). (Несмотря на грубые нарушения процедуры выборов в Верховный и местные советы, отмеченные многими иностранными наблюдателями, в мае 1993 отчёт вашингтонского Белого дома гласил: права человека в Казахстане -- соблюдаются. А вскоре после разгона Верховного Совета один американский наблюдатель даже назвал Назарбаева "учителем демократии". Не видят?.. Нет, видят, как им выгодно.)
- Но при таком многочислии, как у русских в Казахстане, -- многие народы сумели бы себя отстоять. {67} Вот тут-то проступает болезненная русская слабость -- неспособность к самоорганизации. Мы там, увы, не народ, а разрозненные лица, не имеющие живоспособных этнических организаций и лидеров. Только казаки, так жестоко разгромленные в советское время, нашли в себе силы к сопротивлению -- но их отчаянные попытки казахские власти давят, избирательно по самым смелым, -- взломами квартир, избиениями, наручниками, вымариванием в тюрьме, сроками по ложным обвинениям. Всякие самозащитные действия подпадают под "разжигание национальной розни". (Пожилую русскую женщину-адвоката тащили волоком по земле из дома до машины, на арест.)
- И -- темно будущее этих наших миллионов в столь демократичном восточном ханстве. Грядущее перерождение нескольких миллионов русских людей? переплав одного этноса в другой, даже расы в расу? -- это шрам на столетие и более.
- Стотысячные потоки беженцев из Казахстана начинают и опадать (1994 -- 304 тыс., 1995 -- 191 тыс., 1996 -- ещё ниже): у людей подрывается вера в родину и что они кому-то здесь нужны.
- И всё -- при полном безучастии властей российских.
- Но добавлю горчайшее. Сколько ни ездил я по областям России, встречался со множеством людей -- никто ни в личных беседах, ни на общественных встречах, где высказывались самые многосотенные жалобы на современную нашу жизнь, -- никто, никто, нигде не вспомнил и не заговорил: а каково нашим тем, отмежёванным, брошенным, покинутым? {68}
- (Разве только попадались сами беженцы, тогда -- они и говорили. На ставропольской встрече беженка из Грузии: "В любой момент ударят за то, что говоришь по-русски. Выталкивают из людей.")
- За чужой щекой зуб не болит.
- Горько, горько -- но кого упрекнёшь? Так расколот до основания быт, так перевёрнута вся жизнь, людям только-только что устоять на ногах самим.
- Мы утеряли чувство единого народа.