19. Автономии
- Все нации России, независимо от их объёма и способа расселения, должны иметь равные культурные и равные гражданские возможности -- чтобы не испытывал ущерба ни самый малый народ, ни самый большой. Безусловно так.
- Но -- сколь основательно национальный принцип должен внедряться в систему общегосударственного построения? Да никак не может он быть положен в основу многонационального государства, он чреват конфликтами. Отказаться от него -- неизбежно, и не растягивать беспричинно.
- От Ленина у нас внедрён (без каких-либо экономических соображений) принцип "национально-территориальных автономий", по которому отдельным нациям (далеко не всем) фактически открывается право контролировать какую-то часть страны, иногда и весьма значительную. Так (по переписи 1989), 7% населения страны (около 10 млн. человек) составили собою 21 автономную республику и 10 национальных округов -- с особыми от других народов страны благоприятственными правами. (Такие "федеративные единицы" часто резко не соответствуют всем другим -- и по своим географическим размерам, и по численности населения, и по хозяйственному потенциалу, и по культурному удельному весу.) Так потеснены интересы 93% населения страны, лишённого подобных преимуществ (да и в самих-то автономиях живёт "некоренных" наций больше 10 млн...). {123} Вместе с тем не упустим, что в России дисперсно живут ещё и многочисленные народы без своей компактной территории ("безстатусные народы") -- у краинцы, белорусы, в немалом числе немцы, поляки, евреи, корейцы, греки и многие ещё, и права их не должны быть ниже рангом, чем у "территориально-автономных". Да из "автономных" многие, как татары, широко расселены за пределами своей автономии (в Татарии -- 1,8 млн., вне её -- 3,8 млн.). Ещё не упустим, что (по той же переписи 1989) -- среди этнически не-русских 15,8 млн. считают своим родным языком русский.
- Ленинское строение нелепо для государства, где все нации территориально перемешаны; оно противоречит всякому здравомыслию и могло быть введено только по политическому умыслу. Такое устройство -- и преграждает возможность построения вненационального местного самоуправления, то есть закрывает путь к демократии. Оно лишь искажает естественную систему автономий культурных, которые должны быть доступны всем.
- Исключительность большевицкой конструкции утяжеляется тем, что в автономиях (со своими президентами, конституциями, флагами, гимнами) -- "титульные" народы почти всюду (кроме Тувы, Чувашии, Чечни, сложней в Дагестане) составляют меньшинство, иногда резкое меньшинство (как в Якутии, Башкирии, Карелии), -- между тем определяют собой аппарат и идеологию управления. Нигде в мире, претендующем на демократичность, и помыслить нельзя, чтобы меньшинству было "законно" попущено управлять большинством, -- повсюду принята власть большинства (при непременной защите прав меньшинства); повсюду принято, что каждая нация может контролировать {124} только ту территорию, где она составляет большинство. И уж конечно, должно существовать равенство прав граждан независимо от их национальности. Это равенство грубо нарушено в наших автономиях -- языковыми и служебными преимуществами "титульной" нации.
- Всё это -- кричаще несправедливо. И должно безотлагательно быть исправлено. Нерешённые межнациональные натяжения отнюдь не второстепеннее подгоняемой экономической реформы: они могут разрушить государство раньше. В автономиях нельзя признать за "титульной нацией", даже если она не в меньшинстве, фактического права управлять всем населением территории от себя, а не в составе общегосударственного управления и по общегосударственным законам. Таких примеров -- в мире нет.
- (До недавнего времени в Уголовном кодексе стояла статья 74я, запрещавшая не только всякую дискриминацию, но и привилегии по расовому, национальному либо религиозному признаку. О дискриминации говорилось в прессе и в обществе более всего, привилегии -- как провалились в безмолвие. На кремлёвском совещании по местному самоуправлению, 17.2.95, мне пришлось обратить на это внимание собравшихся: привилегии по национальному признаку, на которых построена наша Федерация, -- есть одновременно дискриминация русских областей -- то есть уголовное преступление по нашему же кодексу! И тут же вскоре неловкую статью 74ю, о которой мы были звонко наслышаны, тихо убрали из кодекса. И выставили вместо неё в новом кодексе статью 282, сформулированную вовсе неладно: она осуждает только публичные высказывания и закрывает глаза на практические действия.) {125}
- Равноправность "титульных" и "нетитульных" наций должна быть безоговорочно отменена. Систему национального неравноправия надо кончить.
- Тем более территориальные автономии не могут пользоваться никакими экономическими преимуществами сверх общегосударственного порядка, никак не могут иметь и особых, полных прав на свои недра и стратегические ресурсы, как это теперь расслабленно потекло. И во всех национальных культурах должно сохраняться разумное равновесие с единством государства; в своей образовательной системе автономии не могут пренебрегать общегосударственными требованиями. Например, не могут школьные программы в автономиях вестись так, как если бы население жило вне всякой России. (А сейчас в некоторых автономиях уже запущено именно так: русский язык переведен в разряд "иностранного", российская история -- в малую часть всеобщей, и это уже сегодня ведёт к разрыву общеобразовательного, культурного пространства единой страны -- к ущербу для всех жителей.)
- В безвластном и безвольном течении 1992-93 автономии приобрели решающее влияние на наше так называемое конституционное творчество, когда спорящие в Центре силы всячески старались задобрить автономии и привлечь на свою сторону. (Доходило до функционирования "совета республик", где русские имели один голос из трёх дюжин.) В результате утвердилась система неравноправных "субъектов Федерации": эти автономные "субъекты" получили льготные условия сравнительно с русскими областями -- или содержание на дотации Центра (как подавляющая часть бюджета Дагестана), то есть за счёт основной России, или хотя бы послабление, даже освобождение от уплат в Центр (как Башкирия, Татария, Якутия и другие, уж {126} Чечню и не вспоминай), а иногда и с додатком международных прав.
- После всех политических уступок 1992-93, сделанных территориальным автономиям, и при усвоенной диковатой формуле "суверенная в составе Федерации", -- разверзлись проходы для требовательных сепаратных эгоизмов.
- Но если Конституция 1993 ещё считается действующей, то по её статье 5 "все субъекты Российской Федерации между собою равноправны" -- а значит и равнообязаны? Федеративное устройство России должно быть справедливым полнейшим равенством всех "субъектов Федерации" (что неотносимо к "национальным округам", разрушающим конструкцию и своих регионов).
- А если статья Конституции забыта, а статья Уголовного кодекса кем-то предусмотрительно смазана, -- то не следует ли принять чёткий -- {Закон о равенстве наций в России.}
- Он мог бы быть сформулирован, например, так:
- ,,1. На территории России все нации, относящиеся к её историческому составу, равны во всех правах и во всех обязанностях. (Это не относится к гражданам стран СНГ, переселившимся в Россию после 1991 г.1) Все нации имеют право на беспрепятственное развитие своей национальной культуры, образования, языка. Их культурные нужды финансируются государством пропорционально численности народов и народностей. {127}
- 2. Это равенство включает в себя право любого постоянного российского жителя на занятие любых должностей -- по выборам или по назначению -- только по соображениям профессиональной пригодности. (Незнание местного языка не может быть ограничительным условием, достаточно прочного знания общегосударственного языка.)
- На всей территории России всякое назначение или отвод в назначении, совершённые по этническим соображениям, попадают под действие Уголовного кодекса РФ как "унижение национального достоинства".''
1 Можно дополнить особым договором с Украиной, что русские на Украине, как и украинцы в России, -- полноправны и не подлежат никаким ограничениям. А с Белоруссией как будто намечается единый союз?