20. "Русский" и "российский"
- Хотя русские составляют, по последней переписи, в РСФСР-России 82% (не во всякой однонациональной стране такой определительный перевес) -- они расклочены по автономиям и даже там, где составляют большинство, находятся ныне в положении меньшинства, а реально и меньших прав: лишены тех, которые предоставлены титульным нациям. (Можно ожидать, что при нынешнем жёстком неравенстве в автономиях -- в предстоящей переписи 1999 многие русские запишутся под "титульных", изменится и общая доля в населении.) Тем более у русских нет, как у других российских наций, своего отдельного, "республиканского" голоса в государственном управлении и в законодательстве.
- Однако если посмотреть глубже, то тут-то наше роковое историческое наследие -- объемлющей нации. Получи мы сейчас все эти государственные права наряду с автономиями -- и России не станет, развалится. {128} Здесь та грань, по которой "русский" за века уже срослось с "российский". И разобраться в этом сращении требует заботливого внимания.
- Малоизвестно, что пристальное обсуждение этой проблемы всплыло в России в 1909. И не мудрено, что всплыло: после ликования российского образованного общества при русских поражениях под Мукденом и в Цусиме (петербургские студенты слали микадо поздравительные телеграммы); после революционных (грозно-предупреждающих!) сотрясений 1905-06; после того, что даже царский манифест 17 октября 1905 об установлении законодательного представительства был встречен только взрывом насмешек образованного класса и над русской исторической властью, и над самим понятием "русский". 1909 год добавил ещё и чувствительное поражение российской дипломатии на Балканах (аннексия Боснии и Герцеговины Австрией при униженном согласии России), удар по ещё не угасшим тогда, ещё дображивавшим панславистским претензиям.
- Ведущее место в тогдашней дискуссии заняла петербургская газета "Слово". Дискуссию открыл Пётр Струве -- и удивительно, что нисколько не устарело процитировать его здесь почти через 90 лет.
- То была статья "Интеллигенция и национальное лицо"1 -- уже в названии мы видим, что эти два явления застигнуты автором в противостоянии. Струве писал: "Русская интеллигенция обесцвечивает себя в 'российскую' ... безнужно и бесплодно прикрывает своё национальное лицо", а "его нельзя прикрыть". "Национальность есть нечто гораздо более несомненное <чем раса, цвет кожи> и в то же время тонкое."
- "Не пристало нам хитрить <с русским национальным чувством> и прятать наше лицо... Я, и всякий другой русский, мы имеем право на эти чувства... Чем ясней это будет понято... тем меньше в будущем предстоит недоразумений."
- Читано? не читано? Но все эти "недоразумения", а точней -- уничтожающие конфликты, мы обрели на нашем 90-летнем пути, не пропустили.
- В дальнейшей дискуссии напоминалось: "Такую империю нельзя было создать одной физической силой, -- но и нравственной мощью." И призывали не стыдиться -- "национализма строительного, государственного".
- Однако: стыдились. Десятилетиями. Именно под сенью империи -- стеснялись, стыдились русские интеллигенты называть и даже сознавать себя отчётливо "русскими". Но, кажется, теперь -- достигнутые российскими нациями права упраздняют поводы для этой стеснительности.
- В той дискуссии 1909 года удивительным образом просверкнула решающая постановка вопроса, как только мы можем и сегодня задуматься и искать, -- ив этом же поиск предлагаемой тут читателю работы:
- "'Государственная' справедливость не требует от нас национального безразличия." "Как не следует заниматься 'обрусением' тех, кто не желает 'русеть', так же точно нам самим не следует себя 'оброссиивать', тонуть и обезличиваться в российской многонациональности". "Попытка обвеликороссить всю Россию... оказалась гибельной для живых национальных черт не только всех недержавных имперских народностей, но и прежде всего для народности великорусской."
- Вся нынешняя (наросшая от запущенности) сложность "русского вопроса" в этом и состоит: как {130} решить его не в противоречие и не во вред "российскому".
- Раздаются голоса: "Россия для русских!" Но это -- ошибочный, деструктивный лозунг (как и "Татарстан для татар" или "Якутия для якутов"). Так же как и "Русская республика" в составе РФ: это -- толчок к расколу и развалу, на русских же лежит единоскрепляющая государственная обязанность. Без русских -- и России не быть.
- Бесцельны и разговоры о "самоопределении" для русских. "Право наций на самоопределение" настоятельно прокатывалось по всей Европе с Первой Мировой войны, больше всех им сотрясали большевики, затем (16.2.66) оно утвердилось и в ООН (в путаном противоречии с тем, что ведь принцип самоопределения полностью отрицает принцип "нерушимости границ"). Однако в сегодняшней России самоопределение русских означало бы и самоотделение их ото всех остальных народов России, то есть развал нынешнего государства. И на этом лозунге -- настаивать нам не приходится. Как искать для русских своей государственности -- если мы сами и создали вот такую, многонациональную? Даже и национальное "пропорциональное представительство" во всех органах власти России уже тоже неосуществимо.
- Однако русские стали ныне разделённой нацией -- как нововозникшими границами СНГ, так и внутри самой России: разделённой по автономиям, зажившим по разным законам. И государство, где русские составляют стержневое большинство, -- обязано ли защитить также интересы русских или заглушить их? {131} Забота о равных правах для русских не есть русский национальный эгоизм. Бремя обёрнутого национального неравенства разрушительно налегает на российскую государственную конструкцию в целом. А русский народ в России -- государствообразующее ядро, и без него никому не посильно нести ответственность за сохранность государства.
- Судьба русского народа определит и судьбу России.
1 "Слово", 10.3.1909.
Элитные квартиры, продажа элитных квартир в центре Москвы ...