22. От Сталина к Брежневу
- В последние годы царствования Сталин понудил советскую идеологическую пропаганду совершить уродливый излом в сторону безграничного национального чванства, русского во всём "первопроходства". Нельзя предположить, что он так повёл для нового вреда русскому сознанию, нет. он повёл так по отсутствию чувства меры и вкуса и, по всей видимости, предполагая, что тем укрепляет под собою русского конька-горбунка для следующего всесветного агрессивного прыжка. Смерть помешала ему довести это направление до какого-то результата -- но он вполне успел нанести ещё один ощутимый вред русскому сознанию и подставил его под всемирные насмешки.
- А Хрущёв внезапно проявил сохранённый с комсомольской молодости*** большевицко-интернациональный накал. Он оказался к ленинской линии много ближе, чем трезвый государственный стратег Сталин. С ленинских лет никто так безоглядно не раздавал русские земли -- Чечне, Дагестану, а прежде-то всего Украине. Именно он вдруг издумал сумасбродный "подарок" Крыма -- тот соблазн, который чёрт подсовывает, чтобы совратить душу, в данном случае -- государственное сознание Украины. -- И Хрущёв же, безо всякого видимого повода, с 1961 года неистово кинулся терзать смирную, лояльную и столь полезную для фасада режима православную Церковь, массово закрывать храмы. Ничем другим, кроме большевицкого идейного остервенения, эту кампанию объяснить нельзя -- а по интенсивности она напоминала ленинскую 20х годов, только без массовых {137} арестов священников. -- Русский патриотизм Хрущёв уже не решился объявить врагом, но и симпатий к нему не испытывал, а всячески переиначивал в "общесоветский".
- Именно эту линию наследовало брежневское политбюро: что в СССР достигнуто невиданное слияние всех наций в единую "советскую нацию". Как во многом те старцы видели только то, что желали, они как будто и поверили в миф "единого советского народа". (И даже им удалось наслоить такое на массовое сознание, многие начинали верить тоже.)
- Хотя в том направлении русских националистов, которые всё больше льнули к коммунистическому стержню, рассчитывая на его прочность, и создался свой миф о национальном благоперерождении брежневского режима, -- этот самый режим не задрёмывал ударить по опасному врагу, впустить когти марксо-ленинской Идеологии, ив 1972 завотделом пропаганды ЦК опубликовал сигнально-грозную статью против пробуждения русского национализма и симпатий к религии. Эта статья надолго осталась идеологическим памятником брежневской эпохе.1 -- (Но почти неизвестна совсекретная докладная в Политбюро записка Андропова 28.3.81 -- о "деятельности антисоветских элементов, прикрываемой идеями русизма": они, "прикрываясь демагогическими рассуждениями о защите русской истории и культуры, готовят подрыв коммунистической власти".) Нынешние вздохи заблудившихся патриотов, что "не надо было сокрушать коммунизм", так-де хорошо "скреплявший" Россию, -- это постыдный упадок духа перед убийцами. {138}
- Заметим и то, что хотя брежневский режим в своём насильственном и напористом упразднении тысяч "неперспективных" деревень руководился как будто лишь экономическими (на самом деле ложно понятыми) соображениями, -- н о, проводя, без шума и возглашения, эту акцию, самую разрушительную после сталинской коллективизации, покидая в одичание ещё не рушенные, драгоценные сельскохозяйственные угодья, покидая самую землю Средней России, брежневское политбюро разгромило и множество тех глубинных мест, где хранился народный быт, обычаи, психология, сработало на дальнейший подрыв русского народного самостояния. Если к этому добавить безмозглый и разрушительный проект "поворота северных рек", едва-едва остановленный Божьей волей -- концом самой брежневской клики, -- придётся признать более чем захвальным миф о том, что эти старцы медленно сдвигались в сторону "русского развития".
1 А.Н.Яковлев. -- " Литературная газета", 15.11.1972.