33. Местное самоуправление
- Повседневная реальная жизнь людей зависит -- на четыре пятых или больше -- не от общегосударственных событий, а от событий местных, и потому -- от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. Именно так и регулируется жизнь в странах Запада: через эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия.
- А что такое были у нас советы депутатов? Отначала же, в 1917, советы (искажённая копия дореволюционного земства) были созданы не как представительства {187} ото всего населения, а для политической цели: как орган диктатуры одних слоев (рабочие, солдаты) над другими слоями. В дальнейшем ходе революции советы потеряли и эту роль и стали лишь декорацией власти компартии. И подчинялись они не только местным партийным органам, но и центральным "советским", сверху вниз по своей "советской вертикали", что лишало их и последнего облика местной самодеятельности.
- При перевороте августа 1991 возникла наивысшая возможность создать в России демократическое народное самоуправление -- "демократию малых пространств". Ещё не потеряна она была и в октябре 1993, при роспуске советов. Но наши центральные власти не сделали и движения к тому, головы их были заняты расчётами другими. Первые попытки местного самоуправления душились, из соперничества, и политическими партиями, их совместным фронтом (как это было в Красноярске с 1991: коммунисты и демократы из "Выбора России", заодно; да не в одном Красноярске).
- И обе наши Государственные Думы, одна за другой, равнодушно тормозили выработку дееспособного закона о местном самоуправлении, который открыл бы ему законные пути и финансовые возможности. Принятые ими законы-выкидыши не открыли этих возможностей. А ведь по Конституции 1993 года, статья 12, "признаётся и гарантируется местное самоуправление", его "самостоятельность" и что оно "не входит в систему государственной власти", -- так дайте же такое наконец! Нет: где и состроено подобие самоуправления, оно есть подчинённый придаток управления государственного. (С другой стороны, опрометчиво имитируя несозданное самоуправление -- {188} государственная власть пошла на рискованное разрушение собственной вертикали, допустивши выборность губернаторов, затем, местами, и районных администраторов. При сегодняшнем параличе центральной власти это может, да, оживить и облегчить жизнь в областях -- но временно. А во сколько-нибудь дальновидном обзоре это ведёт к утере единого управления государством, к возможностям сепаратизма и даже распада. Такая цена неразумно уплачивается всего лишь из боязни вырастить подлинное народное самоуправление, из боязни объединительных -- помимо власти -- движений в народе.)
- Ещё бы! Очень нужно законодательное открытие пути к народному самоуправлению. Но если, вот, за пять лет, от разгона советов, не дождались -- сколько ждать? Нам, видно, не скоро его дадут, а если дадут, то урезанное и без местных финансов. В отдельных областях более разумные, отзывчивые губернаторы, кому слышней и видней народное горе, быть может, пойдут на помощь пошире.
- Но даже если не откроют нам путей местного самоуправления -- в жизненных интересах народа: тем, кто не потерял ещё активности, надо действовать, самим! -- не дожидаясь разрешительных законов от закостеневшего Центра: он может ещё нескоро, нескоро очнуться. В сегодняшней России -- и многое пребывает в отказном состоянии: нельзя -- и всё.
- Начинать с терпеливого решения местных частных проблем. Объединяться для этого по каждому возникающему поводу -- бытовому, профессиональному, культурному, в круге житейского интереса. Объединяться в активные общественные, профессиональные, культурные группы. В любом месте и в любом {189} малом числе работать над каждым краткосрочным или долгосрочным делом. Всякое такое объединение -- это форма и способ перешагнуть нынешнее лихое бесчувственное безвременье.
- Стать главной движущей и работающей силой местного самоуправления -- самое зовущее место для нашей провинциальной интеллигенции, ныне, мало сказать, невостребованной, но брошенной в нищете и отметенной в сторону метлою всех "шоковых" реформ. А ведь интеллигенция эта -- честная, высокограмотная, трудовая, самоотверженно идеалистичная, многоотзывчивая, прямая наследница своих дореволюционных предшественников, -- уникальное богатство России.
- Каждые возникающие на месте очажок, звено, самодвижность -- культурная, образовательная, воспитательная, профессиональная, краеведческая, экологическая, землеустроительная, хоть садовоогородная, -- они все и есть деятельные зачатки местного самоуправления, даже будущие составные части его структуры. Им -- и соединяться в общих усилиях, и начинать направлять местную жизнь, разумно, спасительно, а не в тупик, как загоняет нас многое начальство и столько Указов. Может быть, для начала придётся сплачиваться и прежде, чем станут возможны законные полноценные выборы местного управления.
- Возражают: но ведь мы -- не умеем! Ведь у нашего народа слабое правосознание! Однако беды, в которые теперь народ попал, динамично обостряют его правосознание. В самом процессе борьбы за народное самоуправление -- оно и будет крепнуть. Да не сразу же всё создать в законченном виде! нет, последовательными приближениями, на пробу. {190}
- И так возразят: да где набраться способных людей? А что' -- на верхах мы видим способных больше?
- Но ещё уничтожительней возражение: как создавать без денежной основы? как обеспечить новорожденному самоуправлению финансовую независимость? Повсюду слышал: "Налоги платим, а с них ничего не остаётся нам самим, для нашей местности." Да, налоги, собираемые с местного имущества, местных предприятий, промыслов, местной торговли, развлекательных заведений, туризма, -- должны все оставаться для использования местного (но не по местному произволу, а по предусмотрению закона). И ещё: налоги с залежей местного значения -- камни, глины, водяные источники, -- однако не недра! Недра и леса общегосударственного значения не принадлежат ни тому счастливчику-селу, ни тому счастливчику-району, области, автономной республике, -- нет! Они принадлежат только всему государству в целом! И ещё: успеть бы каким-то испоследним законом остановить "приватизационное" раздаривание местной собственности.
- И наконец: не все же новобогаты -- с обезумелым волчьим сердцем. Есть же средь них и открытые к благотворению, как это всегда велось на Руси. Среди нововыросших предпринимателей, утвердившихся денежно, есть же и порядочные люди -- и они своим благотворением уже помогают добрым начинаниям. А другие -- помогут завтра. У тех из них, кто сознаёт ответственность перед судьбой России, есть большие возможности повлиять на качество нашего образования, культуры -- а даже и шире того. Да весь народ никогда и не действует как целое; не ото всего сразу народа и ждать начала осмысления и движения. Река начинается с ручейков. Разные частные проблемы {191} пересекаются, сочетаются -- так и сольются в одно общее движение.
- В нынешние тяжкие годы, когда центральная государственная власть России открыто для всех потеряла благонаправленное управление страной, -- Россию нельзя спасти без энергичного, деятельного народного участия.
- Если мы сами не готовы к самоорганизации -- не на кого нам жаловаться.
- Проверка нас самих, чего мы стоим и какой же достойны судьбы.