9
- Они так увлеклись, что совсем не слышали шума лаборатории и назойливого радио из дальнего угла. На своём поворотном стуле Нержин опять обернулся к лаборатории спиной, Рубин избоченился и положил бороду поверх рук, скрещенных на кресельной спинке.
- Нержин говорил, как поведывают давно выношенные мысли:
- -- Когда раньше, на воле, я читал в книгах, что мудрецы думали о смысле жизни или о том, что такое счастье, -- я мало понимал эти места. Я отдавал им должное: мудрецам и по штату положено думать. Но смысл жизни? Мы живём -- ив этом смысл. Счастье? Когда очень-очень хорошо -- вот это и есть счастье, общеизвестно... Благословение тюрьме!! Она дала мне задуматься. Чтобы понять природу счастья, -- разреши мы сперва разберём природу сытости. Вспомни Лубянку или контрразведку. Вспомни ту реденькую полуводяную -- без единой звёздочки жира! -- ячневую или овсяную кашицу! Разве её ешь? разве её кушаешь? -- ею причащаешься! к ней со священным тре-
{49}
петом приобщаешься, как к той пране йогов! Ешь её медленно, ешь её с кончика деревянной ложки, ешь её, весь уходя в процесс еды, в думанье о еде -- и она нектаром расходится по твоему телу, ты содрогаешься от сладости, которая тебе открывается в этих разваренных крупинках и в мутной влаге, соединяющей их. И вот, по сути дела питаясь ничем, ты живёшь шесть месяцев и живёшь двенадцать! Разве с этим сравнится грубое пожирание отбивных котлет?
- Рубин не умел и не любил подолгу слушать. Всякую беседу он понимал так (да так чаще всего и получалось), что именно он размётывал друзьям духовную добычу, захваченную его восприимчивостью. И сейчас он порывался прервать, но Нержин пятью пальцами впился в комбинезон на его груди, тряс, не давал говорить:
- -- Так на бедной своей шкуре и на несчастных наших товарищах мы узнаём природу сытости. Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, так и счастье, Лёвушка, оно вовсе не зависит от объёма внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним! Об этом сказано ещё в даосской этике: "Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен."
- Рубин усмехнулся:
- -- Ты эклектик. Ты выдираешь отовсюду по цветному перу и всё вплетаешь в свой хвост.
- Нержин резко покачал рукой и головой. Волосы сбились ему на лоб. Очень интересно оказалось поспорить, и выглядел он как мальчишка лет восемнадцати.
- -- Не путай, Лёвка, совсем не так! Я делаю выводы не из прочтённых философий, а из людских биографий, которые рассказываются в тюрьмах. Когда же потом мне нужно свои выводы сформулировать -- зачем мне открывать ещё раз Америку? На планете философии все земли давно открыты! Я перелистываю древних мудрецов и нахожу там мои новейшие мысли. Не перебивай! Я хотел привести пример: в лагере, а тем более здесь, на шарашке, если выдастся такое чудо -- тихое нерабочее воскресенье, да за день отмёрзнет и отойдёт душа, и пусть ничего не изменилось к лучшему в моём внешнем положении, но иго тюрьмы чуть отпустит меня, и случится разговор по душам или
{50}
прочтёшь искреннюю страницу -- и вот уже я на гребне! Настоящей жизни много лет у меня нет, но я забыл! Я невесом, я взвешен, я нематериален!! Я лежу там у себя на верхних нарах, смотрю в близкий потолок, он гол, он худо оштукатурен -- и вздрагиваю от полнейшего счастья бытия! засыпаю на крыльях блаженства! Никакой президент, никакой премьер-министр не могут заснуть столь довольные минувшим воскресеньем!
- Рубин добро оскалился. В этом оскале было и немного согласия и немного снисхождения к заблудшему младшему другу.
- -- А что говорят по этому поводу великие книги Вед? -- спросил он, вытягивая губы шутливой трубочкой.
- -- Книги Вед -- не знаю, -- убеждённо парировал Нержин, -- а книги Санкья говорят: "Счастье человеческое причисляется к страданию теми, кто умеет различать."
- -- Здорово ты насобачился, -- буркнул в бороду Рубин.
- -- Идеализм? Метафизика? Что ж ты не клеишь ярлыков?
- -- Это тебя Митяй сбивает?
- -- Нет, Митяй совсем в другую сторону. Борода лохматая! Слушай! Счастье непрерывных побед, счастье триумфального исполнения желаний, счастье полного насыщения -- есть страдание! Это душевная гибель, это некая непрерывная моральная изжога! Не философы Веданты или там Санкья, а я, я лично, арестант пятого года упряжки Глеб Нержин, поднялся на ту ступень развития, когда плохое уже начинает рассматриваться и как хорошее, -- и я придерживаюсь той точки зрения, что люди сами не знают, к чему стремиться. Они исходят в пустой колотьбе за горстку материальных благ и умирают, не узнав своего собственного душевного богатства. Когда Лев Толстой мечтал, чтоб его посадили в тюрьму -- он рассуждал как настоящий зрячий человек со здоровой духовной жизнью.
- Рубин расхохотался. Он хохотал в спорах, если совершенно отвергал взгляды своего противника (а именно так и приходилось ему в тюрьме).
- -- Внемли, дитя! В тебе сказывается неокреплость юного сознания. Свой личный опыт ты предпочитаешь кол-
{51}
лективному опыту человечества. Ты отравлен ароматами тюремной параши -- и сквозь эти пары хочешь увидеть мир. Из-за того, что мы лично потерпели крушение, из-за того, что нескладна наша личная судьба -- как может мужчина дать измениться, хоть сколько-нибудь повернуться своим убеждениям?
- -- А ты гордишься своим постоянством?
- -- Да! Hier stehe ich und kann nicht anders.
- -- Каменный лоб! Вот это и есть метафизика! Вместо того чтобы здесь, в тюрьме, учиться, впитывать новую жизнь...
- -- Ка-кую жизнь? Ядовитую желчь неудачников?
- -- ... ты сознательно залепил глаза, заткнул уши, занял позу -- и в этом видишь свой ум? В отказе от развития -- ум? В торжество вашего чёртова коммунизма ты насилуешь себя верить, а не веришь!
- -- Да не вера -- научное знание, обалдон! И -- беспристрастность .
- -- Ты?! Ты -- беспристрастен?
- -- Аб-солютно! -- с достоинством произнёс Рубин.
- -- Да я в жизни не знал человека пристрастнее тебя!
- -- Да поднимись ты выше своей кочки зрения! Да взгляни же в историческом разрезе! За-ко-но-мерность! Ты понимаешь это слово? Неизбежно обусловленная закономерность! Всё идёт туда, куда надо! Исторический материализм не мог перестать быть истиной из-за того только, что мы с тобой в тюрьме. И нечего рыться носом, выворачивать какой-то трухлявый скепсис!
- -- Лев, пойми! Я не с радостью -- я с болью сердечной расставался с этим учением! Ведь оно было -- звон и пафос моей юности, я для него всё остальное забыл и проклял! Я сейчас -- стебелёк, расту в воронке, где бомбой вывернуло дерево веры. Но с тех пор, как меня в тюремных спорах били и били...
- -- Потому что у тебя ума не хватало, дура!
- -- ... я по честности должен был отбросить ваши хилые построения. И искать другие. А это нелегко. Скептицизм у меня, может быть -- сарай при дороге, пересидеть непогоду.
- -- Утки в дудки, тараканы в барабаны! Ске-епсис! Да разве из тебя выйдет порядочный скептик? Скептику по-
{52}
ложено воздержание от суждений -- а ты обо всём лезешь с приговором! Скептику положена атараксия, душевная невозмутимость -- а ты по каждому поводу кипятишься!
- -- Да! Ты прав! -- Глеб взялся за голову. -- Я мечтаю быть сдержанным, я воспитываю в себе только... парящую мысль, а обстоятельства завертят -- и я кружусь, огрызаюсь, негодую...
- -- Парящую мысль! А мне в глотку готов вцепиться из-за того, что в Джезказгане не хватает питьевой воды!
- -- Тебя бы туда загнать, падло! Изо всех нас ты же один считаешь, что методы МГБ необходимы...
- -- Да! Без твёрдой пенитенциарной системы государство существовать не может...
- -- ... Так вот тебя и загнать в Джезказган! Что ты там запоёшь?
- -- Да дурак ты набитый! Ты бы хоть прежде почитал, что говорят о скептицизме большие люди. Ленин!
- -- А ну? Что -- Ленин? -- Нержин притих.
- -- Ленин сказал: "у рыцарей либерального российского языкоблудия скептицизм есть форма перехода от демократии к холуйскому грязному либерализму".
- -- Как-как-как? Ты не переврал?
- -- Точно. Это из "Памяти Герцена" и касается...
- Нержин убрал голову в руки, как сражённый.
- -- А? -- помягчел Рубин. -- Схватил?
- -- Да, -- покачался Нержин всем туловищем. -- Лучше не скажешь. И я на него когда-то молился!..
- -- А что?
- -- Что?? Это -- язык великого философа? Когда аргументов нет -- вот так ругаются. Рыцари языкоблудия! -- произнести противно. Либерализм -- это любовь к свободе, так он -- холуйский и грязный. А аплодировать по команде -- это прыжок в царство свободы, да?
- В захлёбе спора друзья потеряли осторожность, и их восклицания уже стали слышны Симочке. Она давно взглядывала на Нержина со строгим неодобрением. Ей обидно было, что проходил вечер её дежурства, а он никак не хотел использовать этого удобного вечера и даже не удосуживался обернуться в её сторону.
- -- Нет, у тебя-таки совсем вывернуты мозги, -- отчаялся Рубин. -- Ну, определи лучше.
{53}
- -- Да хоть какой-то смысл будет сказать так: скептицизм есть форма глушения фанатизма. Скептицизм есть форма высвобождения догматических умов.
- -- И кто ж тут догматик? Я, да? Неужели я -- догматик? -- большие тёплые глаза Рубина смотрели с упрёком. -- Я такой же арестант призыва сорок пятого года. И четыре года фронта у меня осколком в боку сидят, и пять лет тюрьмы на шее. Так я не меньше тебя вижу. И если б я убедился, что всё до сердцевины гниль -- я бы первый сказал: надо выпускать "Колокол"! Надо бить в набат! Надо рушить! Уж я бы не прятался под кустик воздержания от суждений! не прикрывался бы фиговым листочком, скепсисом!.. Но я знаю, что гнило -- только по видимости, только снаружи, а корень здоровый, а стержень здоровый, и значит надо спасать, а не рубить!
- На пустующем столе инженер-майора Ройтмана, начальника Акустической, зазвонил внутриинститутский телефон. Симочка встала и подошла к нему.
- -- Пойми ты, усвой ты железный закон нашего века: два мира -- две системы! И третьего не дано! И никакого "Колокола", звон по ветру распускать -- нельзя! недопустимо! Потому что выбор неизбежный: за какую ты из двух мировых сил?
- -- Да пошёл ты вон! Это Пахану так выгодно рассуждать! На этих "двух мирах" он под себя всех и подмял.
- -- Глеб Викентьич!
- -- Слушай, слушай! -- теперь Рубин властно схватил Нержина за комбинезон. -- Это -- величайший человек!
- -- Тупица! Боров тупой!
- -- Ты когда-нибудь поймёшь! Это вместе -- и Робеспьер и Наполеон нашей революции. Он -- мудр! Он -- действительно мудр! Он видит так далеко, как не захватывают наши куцые взгляды...
- -- И ещё смеет нас всех дураками считать! Жвачку свою нам подсовывает...
- -- Глеб Викентьич!
- -- А? -- очнулся Нержин, отрываясь от Рубина.
- -- Вы не слышали? По телефону звонили! -- очень сурово, сдвинув брови, в третий раз обращалась Симочка, стоя за своим столом, руками крест-накрест стягивая на себе коричневый платок козьего пуха. -- Антон Николае-
{54}
вич вызывает вас к себе в кабинет.
- -- Да-а?.. -- на лице Нержина явственно угас порыв спора, исчезнувшие морщины вернулись на свои места. -- Хорошо, спасибо, Серафима Витальевна. Ты слышишь, Лёвка, -- Антон. С чего б это?
- Вызов в кабинет начальника института в десять часов вечера в субботу был событием чрезвычайным. Хотя Симочка старалась казаться официально-равнодушной, но взгляд её, как понимал Нержин, выражал тревогу.
- И как будто не было возгоравшегося ожесточения! Рубин смотрел на друга заботливо. Когда глаза его не были искажены страстью спора, они были почти женственно мягки.
- -- Не люблю, когда нами интересуется высшее начальство, -- сказал он.
- -- С чего бы? -- пожимал плечами Нержин. -- Уж такая у нас второстепенная работёнка, какие-то голоса...
- -- Вот Антон нас и наладит скоро по шее. Выйдут нам боком воспоминания Станиславского и речи знаменитых адвокатов, -- засмеялся Рубин. -- А может насчёт артикуляции Семёрки?
- -- Так уж результаты подписаны, отступления нет. На всякий случай, если я не вернусь...
- -- Да глупости!
- -- Чего глупости? Наша жизнь такая... Сожжёшь там, знаешь где. -- Глеб защёлкнул шторки тумбочек стола, ключи тихо переложил в ладонь Рубину и пошёл неторопливой походкой арестанта пятого года упряжки, который потому никогда не спешит, что от будущего ждёт только худшего.