65
- На верхней койке, наедине то с круглым сводчатым потолком, как купол небес раскинувшимся над ним, то уткнувшись в разгорячённую подушку, которая была ему лоном клариного тела, Ростислав изнывал от счастья.
- Уже полдня прошло от поцелуя, стомившего его с ног, а ему всё ещё было жаль осквернить свои счастливые губы пустой речью или жадной едой.
- "Ведь вы не могли бы меня ожидать!" -- сказал он ей.
- И она ответила:
- "Почему не могла бы? Могла бы..."
- -- ... Такие допотопности, как ты, только на вере и держатся, -- рвался почти под ним сочный молодой голос, но с пригашенной звонкостью, чтоб слышно не было далеко. -- Именно на вере, да на какой вере -- ложной! А науки у вас отроду не было!
- -- Ну, знаешь, спор становится беспредметным. Если марксизм -- не наука, что ж тогда наука? Откровения Иоанна Богослова? Или Хомяков о свойствах славянской души?
- -- Да не нюхали вы настоящей науки! Вы -- не зиждители! И поэтому совсем даже не знакомы с наукой! Предметы всех ваших рассуждений -- призраки, а не вещи! А в истинной науке все положения с предельной строгостью выводятся из исходного!
- -- Золотко? Ком-иль-фончик! Так так у нас и есть: всё экономическое учение выводится из товарной клетки. Вся философия -- из трёх законов диалектики.
- -- Вещное знание подтверждается умением применять выводы на деле!
- -- Детка! Что я слышу? Критерий практики в гносеологии? Так ты стихийный, -- Рубин вытянул крупные губы трубочкой и нарочно сюсюкал, -- материалист! Хо-
{118}
тя немного примитивный.
- -- Вот ты всегда ускользаешь от честного мужского спора! Ты опять предпочитаешь забрасывать собеседника птичьими словами!
- -- А ты опять не говоришь, а заклинаешь! Пифия!
- Марфинская пифия! Почему ты думаешь, что я горю желанием с тобой спорить? Мне это, может быть, так же скучно, как вдалбливать старику-песочнику, что Солнце не ходит вокруг Земли. Нехай себе дотрусывает, як знает!
- -- Тебе не хочется со мной спорить потому, что ты не умеешь спорить! Вы все не умеете спорить, потому что избегаете инакомыслящих -- а чтоб не нарушить стройности мировоззрения! Вы собираетесь все свои и выкобениваетесь друг перед другом в толковании отцов учения. Вы набираетесь мыслей друг от друга, они совпадают и раскачиваются до размеров... Да на воле -- (глухо) -- при наличии ЧК, кто с вами осмелится спорить? Когда же вы попадаете в тюрьму, вот сюда, -- (звонко) -- здесь вы встречаетесь с настоящими спорщиками! -- и тут-то вы оказываетесь как рыба на песке! И вам остаётся только лаяться и ругаться.
- -- По-моему, до сих пор ты облаял меня больше, чем я тебя.
- Сологдин и Рубин, как сворожённые своими вечными разногласиями, всё сидели у опустевшего имениннища. Абрамсон давно ушёл читать "Монте-Кристо"; Кондрашёв-Иванов -- размышлять о величии Шекспира; Прянчиков убежал листать прошлогодний у кого-то "Огонёк"; Нержин отправился к дворнику Спиридону; Потапов, исполняя до конца обязанности хозяйки дома, помыл посуду, разнёс тумбочки и лёг, накрывшись подушкой от света и шума. Многие в комнате спали, другие тихо читали или переговаривались, и был тот час, когда уже сомневаешься -- не пропустил ли дежурный выключить свет, заменив его на синий. А Сологдин и Рубин всё сидели на пустой постели Прянчикова в закутке у последней оставленной тумбочки.
- Однако тянуло к спору одного Сологдина: у него сегодня был день побед, они бурлили в нём, не улегались. Да и вообще по его расписанию всякий воскресный вечер отводился забавам. А какая забава могла быть распотеш-
{119}
ней, чем -- срамить и загонять в тупик защитника царствующего скудоумия!
- Для Рубина же спор сегодня был тягостен, нелеп. Не завершённая только что работа была у него, а напротив -- навалилась новая сверхтрудная задача, создание целой науки, за которую в одиночку приходилось приниматься завтра с утра, а для этого уже с вечера беречь бы силы. Ещё звали его два письма: одно от жены, другое от любовницы. Когда же было и ответить, как не сегодня! -- жене дать важные советы о воспитании детей, любовнице -- нежные заверения. А ещё звали Рубина монголо-финский, испано-арабский и другие словари, Чапек, Хемингуэй, Лоуренс. И ещё сверх: то за комическим спектаклем суда, то за мелкими подколками соседей, то за именинным обрядом целый вечер он не мог добраться до окончательной разработки одного важного проекта общегражданского значения.
- Но тюремные законы спора хватко держали его. Ни в одном споре Рубин не должен был быть побеждён, ибо представлял тут, на шарашке, передовую идеологию. И вот, как связанный, он вынужденно сидел с Сологдиным, чтобы втолковывать ему азбуку, доступную дошкольникам.
- Тише и мягче Сологдин увещевал:
- -- Настоящий спор, говорю тебе из лагерного опыта, производится как поединок. По согласию выбираем посредника -- хоть Глеба сейчас позовём. Берём лист бумаги, делим его отвесной чертой пополам. Наверху, через весь лист, пишем содержание спора. Затем, каждый на своей половине, предельно ясно и кратко, выражаем свою точку зрения на поставленный вопрос. Чтобы не было случайной ошибки в подборе слова -- время на эту запись не ограничивается.
- -- Ты из меня дурака делаешь, -- полусонно возразил Рубин, опуская сморщенные веки. Лицо его над бородой выражало глубочайшую усталость. -- Что ж мы, до утра будем спорить?
- -- Напротив! -- весело воскликнул Сологдин, блестя глазами. -- В этом-то и замечательность подлинного мужского спора! Пустые словопрения и сотрясения воздуха могут тянуться неделями. А спор на бумаге иногда кон-
{120}
чается в десять минут: сразу же становится очевидно, что противники или говорят о совершенно разных вещах или ни в чём не расходятся. Когда же выявляется смысл продолжать спор -- начинают поочерёдно записывать доводы на своих половинках листа. Как в поединке: удар! -- ответ! -- выстрел! -- выстрел! И вот: невозможность увиливать, отказываться от употреблённых выражений, подменять слова словами -- приводит к тому, что в две-три записи явно проступает победа одного и поражение другого.
- -- И время -- не ограничивается?
- -- Для о держания истины -- нет!
- -- А ещё на эспадронах мы драться не будем?
- Воспламенённое лицо Сологдина омрачилось:
- -- Вот так я и знал. Ты первый наскакиваешь на меня...
- -- По-моему, ты первый!..
- -- ... даёшь мне всякие клички, у тебя их в сумке много: мракобес! попятник! -- (он избегал иноземного непонятного слова "реакционер") -- увенчанный прислужник -- (значило: "дипломированный лакей") -- поповщины! У вас набралось бранных слов больше, чем научных определений. Когда же я беру тебя за жабры и предлагаю честно спорить, -- у тебя нет времени, нет охоты, ты устал! Однако, у вас нашлось время и охота перепотрошить целую страну!
- -- Уже полмира! -- вежливо поправил Рубин. -- Для дела у нас всегда есть время и силы. А -- болтать языком? О чём нам с тобой? Уже между нами всё сказано.
- -- О чём? Предоставляю выбор тебе! -- галантным широким жестом (род оружия! место дуэли!) ответил Сологдин.
- -- Так я выбираю: ни о чём!
- -- Это не по правилам!
- Рубин затеребил отструек чёрной бороды:
- -- По каким таким правилам? Что ещё за правила? Что за инквизиция? Пойми ты: чтобы плодотворно спорить, надо же иметь хоть какую-то общую основу, в каких-то основных чертах всё же иметь согласие...
- -- Вот, вот! я ж и говорю: чтоб оба признавали прибавочную стоимость и владычество рабочих! -- (Так на
{121}
Языке Предельной Ясности обозначалась "диктатура пролетариата".) -- И спорили бы только о том, написал ли закорючку Маркс натощак или Энгельс после обеда.
- Нет, невозможно было избавиться от этого издевателя! Рубин вскипел:
- -- Да пойми ты, пойми ты, что -- глупо! Ты и я -- о чём мы можем говорить? Ведь куда ни копни, за что ни возьмись -- мы с тобой с разных планет. Ведь для тебя например дуэли и сейчас ещё лучший способ решения обид!
- -- А попробуй доказать обратное! -- откинулся Сологдин, сияя. -- Если бы были дуэли -- кто бы решился клеветать? Кто бы решился отталкивать слабых локтями?
- -- Да твои ж драчуны! Лыцари!.. Для тебя вообще мрак Средних веков, тупое надменное рыцарство, крестовые походы -- это зенит истории!
- -- Это -- вершина человеческого Духа! -- выпрямляясь, подтвердил Сологдин и помавал над головою пальцем. -- Это великолепное торжество духа над плотью! Это с мечом в руках неудержимое стремление к святыням!
- -- И вьюки награбленного добра? Ты -- докучный гидальго!
- -- А ты -- библейский фанатик!.. то есть, одержимец! - парировал Сологдин.
- -- Ведь для тебя Белинский ли, Чернышевский ли, все наши лучшие просветители -- недоучившиеся поповичи?!
- -- Долгополые семинаристы! -- ликуя, добавил Сологдин.
- -- Ведь для тебя не говорю уже -- наша, но даже Французская революция, через сто пятьдесят лет после неё -- тупой бунт черни, наваждение дьявольских инстинктов, истребление нации -- не так ли?
- -- Разумеется!! И попробуй доказать обратное! Всё величие Франции кончается восемнадцатым веком! А что было после бунта? Пяток заблудившихся великих людей? Полное вырождение нации! Чехарда правительств на потеху всему миру! Бессилие! безволие! ничтожество!! прах!!!
- Сологдин демонически захохотал.
- -- Дикарь! пещерный житель! -- возмущался Рубин.
- -- И никогда уже Франция не поднимется! Разве толь-
{122}
ко с помощью римской церкви!
- -- И вот ещё: для тебя Реформация -- не естественное освобождение человеческого разума от церковных вериг, а...
- -- Безумное ослепление! лютеранское сатанинство! Подрыв Европы! Самоуничтожение европейцев! Хуже двух мировых войн!
- -- Ну вот... ну вот!.. Вот-вот!.. -- вставлял Рубин.
- -- Ты же -- ископаемое! ихтиозавр! О чём нам с тобой спорить? Ты видишь сам, что запутался. Не лучше ли нам разойтись мирно?
- Сологдин заметил движение Рубина встать и уйти. Этого никак нельзя было допустить! -- забава уходила, забава ещё не состоялась. Сологдин тут же обуздался и неузнаваемо помягчел:
- -- Прости, Лёвушка, я погорячился. Конечно, час поздний, и я не настаиваю, чтоб мы брали из главных вопросов. Но давай проверим самый приём спора-поединка на каком-нибудь лёгком изящном предмете. Я дам тебе на выбор несколько титлов (это значило -- тем). Хочешь спорить из словесности? Это -- область твоя, не моя.
- -- Да ну тебя...
- Как раз было время сейчас уйти, не подвергаясь бесславию. Рубин приподнялся, но Сологдин предупредительно шевельнулся:
- -- Хорошо! Титл нравственный: о значении гордости в жизни человека!
- Рубин скучающе пожевал:
- -- Неужели мы гимназистки?
- И -- поднялся между кроватями.
- -- Хорошо, такой титл... -- схватил его за руку Сологдин.
- -- Да пошёл ты... -- отмахнулся Рубин, смеясь. -- У тебя же всё в голове перевёрнуто! На всей Земле ты один остался, кто ещё не признаёт трёх законов диалектики. А из них вытекает -- всё!
- Сологдин светлой розовой ладонью отвёл это обвинение:
- -- Почему не признаю? Уже признаю.
- -- Ка-ак? Ты -- признал диалектику? -- Рубин за-
{123}
сюсюкал трубочкой: -- Цыпочка! Дай я тебя поцелую! Признал?
- -- Я не только её признал -- я над ней думал! Я два месяца думал над ней по утрам! А ты -- не думал!
- -- Даже думал? Ты умнеешь с каждым днём! Но тогда о чём же нам спорить?
- -- Как?! -- возмутился Сологдин. -- Опять не о чем? Нет общей основы -- не о чем спорить, есть общая основа -- не о чем спорить! Нет уж, теперь изволь спорить!
- -- Да что за насилие? О чём спорить?
- Сологдин вслед за Рубиным тоже встал и размахивал руками:
- -- Изволь! Я принимаю бой на самых невыгодных для меня условиях. Я буду бить вас оружием, вырванным из ваших же грязных лап! О том будем спорить, что вы сами трёх ваших законов не понимаете! Пляшете, как людоеды вокруг костра, а что такое огонь -- не понимаете. Могу тебя на этих законах ловить и ловить!
- -- Ну, поймай! -- не мог не выкрикнуть Рубин, злясь на себя, но опять погрязая.
- -- Пожалуйста. -- Сологдин сел. -- Присаживайся.
- Рубин остался на ногах.
- -- Ну, с чего б нам полегче? -- смаковал Сологдин. -- Законы эти -- указывают нам направление развития? Или нет?
- -- Направление?
- -- Да! Куда будет развиваться... э-э... -- он поперхнулся -- ...процесс?
- -- Конечно.
- -- И в чём ты это видишь? Где именно? -- холодно допрашивал Сологдин.
- -- Ну, в самих законах. Они отражают нам движение.
- Рубин тоже сел. Они стали говорить тихо, по-деловому.
- -- Какой же именно закон даёт направление?
- -- Ну, не первый, конечно... Второй. Пожалуй, третий.
- -- У-гм. Третий -- даёт? И как же его определить?
- -- Что?
- -- Направление, что!
{124}
Рубин нахмурился:
- -- Слушай, а зачем вообще эта схоластика?
- -- Это -- схоластика? Ты не знаком с точными науками. Если закон не даёт нам числовых соотношений, да мы ещё не знаем и направления развития -- так мы вообще ни черта не знаем. Хорошо. Давай с другой стороны. Ты легко и часто повторяешь: "отрицание отрицания". Но что ты понимаешь под этими словами? Например, можешь ты ответить: отрицание отрицания -- всегда бывает в ходе развития или не всегда?
- Рубин на мгновение задумался. Вопрос был неожидан, он не ставился так обычно. Но, как принято в спорах, не давая внешне понять заминки, поспешил ответить:
- -- В основном -- да... Большей частью.
- -- Во-от!! -- удовлетворённо взревел Сологдин. -- У вас целый жаргон -- "в основном", "большей частью"! Вы разработали тысячи таких словечек, чтоб не говорить прямо. Вам скажи "отрицание отрицания" -- и в голове у вас отпечатано: зерно -- из него стебель -- из него десять зёрен. Оскомина! Надоело! Отвечай прямо: когда "отрицание отрицания" бывает, а когда -- не бывает? Когда его нужно ожидать, а когда оно невозможно?
- У Рубина следа не осталось его вялости, он подсобрался сам и собирал свои уже разбредшиеся мысли на этот никому не нужный, но всё равно важный спор.
- -- Ну, какое это имеет практическое значение -- "когда бывает", "когда не бывает"?!
- -- Нич-чего себе! Какое деловое значение имеет один из трёх основных законов, из которых вы всё выводите! Ну, как с вами разговаривать?!
- -- Ты ставишь телегу впереди лошади! -- возмутился Рубин.
- -- Опять жаргон! жаргон! То есть, феня...
- -- Телегу впереди лошади! -- настаивал Рубин. -- А мы, марксисты, считали бы позором выводить конкретный анализ явлений из готовых законов диалектики. И поэтому нам совсем не надо знать, "когда бывает", "когда не бывает"...
- -- А я вот тебе сейчас отвечу! Но ты сразу скажешь, что ты это знал, что это понятно, само собой разумеется...
{125}
- Так слушай: если получение прежнего качества вещи возможно движением в обратном направлении, то отрицания отрицания не бывает! Например, если гайка туго завёрнута и надо её отвернуть -- отворачивай. Тут обратный процесс, переход количества в качество, и никакого отрицания отрицания! Если же, двигаясь в обратном направлении, воспроизвести прежнее качество невозможно, то развитие может пройти через отрицание, но и то: если в нём допустимы повторения. То есть: необратимые изменения будут отрицаниями лишь там, где возможно отрицание самих отрицаний!
- -- Иван -- человек, не Иван -- не человек, -- пробормотал Рубин, -- ты как на параллельных брусьях...
- -- С гайкой. Если, заворачивая её, ты сорвал резьбу, то отворачивая, уже не вернёшь ей прежнего качества -- целой резьбы. Воспроизвести это качество теперь можно только так: бросить гайку в переплав, потом прокатать шестигранный пруток, потом проточить и наконец нарезать новую гайку.
- -- Слушай, Митяй, -- миролюбиво остановил его Рубин, -- ну нельзя же серьёзно излагать диалектику на гайке.
- -- Почему нельзя? Чем гайка хуже зерна? Без гайки ни одна машина не держится. Так вот, каждое из перечисленных состояний необратимо, оно отрицает предыдущее, а новая гайка по отношению к старой, испорченной, явится отрицанием отрицания. Просто? -- И он вскинул подстриженную французскую бородку.
- -- Постой! -- усмотрел Рубин. -- В чём же ты меня опроверг? У тебя же самого и получилось, что третий закон даёт направление развития.
- С рукой у груди Сологдин поклонился:
- -- Если бы тебе, Лёвчик, не была свойственна быстрота соображения, я бы вряд ли имел честь с тобой беседовать! Да, даёт! Но то, что закон даёт -- надо научиться брать! Вы -- умеете? Не молиться закону -- а работать с ним? Вот ты вывел, что он направление даёт. Но ответим: всегда ли? В неживой природе? в живой? в обществе? А?
- -- Ну, что ж, -- раздумчиво сказал Рубин. -- Может быть во всём этом и есть какое-то рациональное зерно. Но
{126}
вообще-то -- словоблудие-с, милостивый государь.
- -- Словоблуды -- вы! -- с новой запальчивостью отсек дланью Сологдин. -- Три закона! Три ваших закона! -- он как мечом размахивал в толпе сарацин. -- А вы ни одного не понимаете, хотя всё из них выводите!..
- -- Да говорят тебе: не выводим!
- -- Из законов -- не выводите? -- изумился Сологдин, остановился в рубке.
- -- Нет!
- -- Так что они у вас -- пришей кобыле хвост? А откуда вы тогда взяли -- в какую сторону будет развиваться общество?
- -- Слу-шай! -- Рубин стал вдалбливать нараспев. -- Ты -- дуба кусок или человек? Все вопросы решаются нами из конкретного анализа ма-те-ри-ала, разумеешь? Любой общественный вопрос -- из анализа классовой обстановки.
- -- Так что они вам? -- разорялся Сологдин, не сообразуясь с тишиной комнаты, -- три закона? -- вообще не нужны?!
- -- Почему, очень нужны, -- оговорил Рубин.
- -- А зачем?! Если из них ничего не выводится? Если даже и направления развития из них получать не надо, это словоблудие? Если требуется только как попугаю повторять "отрицание отрицания" -- так на чёрта они нужны?..
- ... Потапов, который тщетно пытался укрыться под подушкой от их всё возрастающего шума, наконец сердито сорвал подушку с уха и приподнялся на постели:
- -- Слушайте, друзья! Самим не спится -- уважайте сон других, если уж... -- и он показал пальцем вверх наискосок, где лежал Руська, -- если не можете найти более подходящего места.
- И рассерженность Потапова, любящего размеренный распорядок, и устоявшаяся тишина всей полукруглой комнаты, которая стала им теперь особенно слышна, и окружение стукачами (впрочем, Рубин свои убеждения мог выкрикивать безбоязненно) -- заставили бы очнуться всяких трезвых людей.
- Эти же двое очнулись лишь чуть-чуть. Их долгий -- не первый и не десятый -- спор только начинался. Они
{127}
поняли, что нужно выйти из комнаты, но не могли уже ни смолкнуть, ни расцепиться. Они уходили, по дороге меча друг в друга словами, пока дверь коридора не поглотила их.
- И почти сразу после их ухода белый свет погас, зажёгся ночной синий.
- Руська Доронин, чьё ухо бодрствовало ближе всех к их спору, был, однако, далее всех от того, чтобы собирать на них "материал". Он слышал недосказанный намёк Потапова, понял его, хотя и не видел устремлённого пальца -- и испытал прилив нерешимой обиды, вызываемой у нас упрёками людей, чьё мнение мы уважаем.
- Когда он затевал эту острую двойную игру с оперативниками, он всё предвидел, он провёл бдительность врагов, был теперь накануне зримого торжества со ста сорока семью рублями, -- но он был беззащитен против подозрения друзей! Его одинокий замысел, именно из-за того, что был так необычен и таен, -- предавался презрению и позору. Его удивляло, как эти зрелые, толковые, опытные люди не имели достаточной широты души, чтобы понять его, поверить, что он -- не предатель.
- И, как всегда бывает, когда мы теряем расположение людей, -- нам становится втройне дорог тот, кто продолжает нас любить.
- А если это -- ещё и женщина?..
- Клара!.. Она поймёт! Он завтра же откроется ей в своей авантюре -- и она поймёт.
- И безо всякой надежды, да и безо всякого желания уснуть, он извивался в своей распалённой постели, то вспоминая пытливые кларины глаза, то всё более уверенно нащупывая план побега под проволоку овражком до шоссе, а там сразу автобусом в центр города.
- А дальше там поможет Клара.
- В семимиллионной Москве человека найти трудней, чем во всём обнажённом Воркутинском крае. В Москве-то и убегать!..
{128}