- С. М. ШВАРЦ
- Антисемитизм в Советском Союзе
- {РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА КиимсН" 1 ТЬ"Ки--1"й В!Ы;о<Не1с иЬгту}
- МйпсЬеп 27, Коп^депз^. 5
- {1йа50 ^Д} 185
- ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЕНИ ЧЕХОВА
- Нью-Йорк
- 1952
- СОРУКЮНТ, 1952 ву
- СНЕКНОУ РиВИЗНШС НСТОВЕ
- Ог ТНЕ ЕАЭТ ЕЧКОРЕАЫ Рико, INС.
- РкИтЯ) ТО ТНЕ и. 3. А.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- В сложном клубке вопросов о Советском Союзе вопрос об антисемитизме принадлежит к числу наиболее спорных. Высказываемые по этому вопросу мнения часто прямо полярны:
- Советский Союз -- страна осуществленного национального равенства, единственная в мире страна со значительным еврейским меньшинством, не знающая антисемитизма.
- Советский Союз -- страна с чрезвычайно развитым антисемитизмом, далеко оставляющим позади антисемитизм старой России.
- Таковы два наиболее часто высказываемые положения. В подтверждение и того, и другого приводятся некоторые факты, частью верные, частью не отвечающие или не вполне отвечающие действительности. И хотя наличность в Советском Союзе каких-то элементов антисемитизма сейчас уже не вызывает более сомнений у сколько-нибудь осведомленных и самостоятельно мыслящих людей, вопрос в целом остается недостаточно выясненным и независимое общественное мнение, относящееся с естественным недоверием к упрощенным "про-советским" или "анти-советским" формулам, остается дезориентированным.
- В настоящей работе, предпринятой по инициативе Американского Еврейского Комитета, автор поставил себе задачей выяснить социально-психологические кор-
- {5}
- ни советского антисемитизма, формы и результаты борьбы с ним, степень распространенности и динамику антисемитизма в Советском Союзе. Автор -- еврей, что в глазах многих ставит под сомнение объективность анализа им антисемитизма И автор -- русский социалист, решительный противник коммунистической диктатуры, что тоже в глазах многих ставит под сомнение объективность анализа им советской действительности. Это обычно аргументы для людей с готовыми, предвзятыми мнениями, отмахивающихся от фактов, не укладывающихся в привычную для них схему мысли. Но в аргументах этих есть и здоровое зерно:
- еврею, тем более после страшного десятилетия с середины тридцатых до середины сороковых годов, нелегко сохранить объективность в анализе антисемитизма; и демократу и социалисту нелегко оставаться безупречно объективным при анализе советского развития. Отдавая себе отчет в этих трудностях, автор стремился со всем доступным ему беспристрастием -- не необходимо с бесстрастностью -- и постоянно проверяя самого себя, проанализировать и по возможности обобщить весь доступный материал по вопросу об антисемитизме в Советском Союзе и представить этот материал в такой форме, которая обеспечила бы читателю возможность непосредственного знакомства с фактами, критической проверки выводов автора и самостоятельного суждения об анализируемых сложных социальных явлениях. Для достижения этой цели автор в частности очень пространно -- гораздо пространнее, чем это отвечает обычным литературным требованиям, -- цитировал источники, особенно мало доступные читателю советские источники.
- Для облегчения читателю ориентировки в вопросе изложу здесь вкратце схему развития антисемитизма
- {6}
- в Советском Союзе, как она представляется мне в результате работы над материалом, лежащем в основе этой книги. Схема эта отлична от господствующих представлений, отлична и от того, как я сам представлял себе развитие антисемитизма в Советском Союзе до того, как занялся специальным изучением вопроса.
- Согласно распространенным, особенно вне Советского Союза, представлениям, после окончания гражданской войны в России, ознаменовавшейся кровавыми еврейскими погромами, антисемитизм быстро пошел на убыль и вскоре почти исчез, изредка прорываясь отдельными эпизодами, в которых находило свое выражение печальное "наследие прошлого". Эти представления в основном отвечали действительности, как она сложилась в первой половине двадцатых годов. Но они находятся в глубоком противоречии со всем дальнейшим развитием.
- С середины двадцатых годов в Советском Союзе поднялась новая волна антисемитизма, которая вскоре привлекла к себе внимание советской печати и вызвала довольно значительную анти-антисемитскую литературу (список ее приводится ниже в прим. 31 к гл III). Однако, вопреки официальной советской концепции, антисемитизм второй половины двадцатых годов отнюдь не был отголоском старого антисемитизма ("наследие прошлого"), принесенным в города отсталыми элементами, выходцами из деревни, а возник в среде разоренных и деклассированных средних слоев города. В этом происхождении антисемитизма второй половины двадцатых годов находит свое объяснение факт проникновения антисемитизма в верхние слои рабочего класса, в среду учащихся высших учебных заведений, в среду членов компартии и комсомола. Свое идеологическое обоснование этот антисемитизм находил в упрощенной критике социальных отношений, как они сло-
- жились на почве нэп а, и в вульгарном представлении о евреях, как о главных носителях нэп'а.
- После того, как на пороге тридцатых годов страна перешла к политике форсированной индустриализации (политике пятилетних планов), произошло резкое изменение всей экономической и социальной обстановки в Советском Союзе, сопровождавшееся огромным увеличением спроса на труд, исчезновением безработицы и глубокой социальной и экономической перегруппировкой населения. В этой обстановке антисемитизм, как он сложился во второй половине двадцатых годов, резко пошел на убыль и в середине тридцатых годов он утратил характер массового явления.
- Во второй половине тридцатых годов начался, однако, новый подъем кривой антисемитизма, пробуждение нового антисемитизма, нового по той социальной среде, в которой он возник, нового и по своим формам. Это был ползучий, сначала, может быть, только полу-осознанный антисемитизм верхнего слоя советской бюрократии, избегавший открытых проявлс ний и выражавшийся в основном в оттеснении евреев на задний план во всех сферах советской жизни. "Большая чистка" 1936/38 годов, сопровождавшаяся обострением борьбы против интернационалистских элементов в компарии и резко сказавшаяся в уничтожении большинства сколько-нибудь выдвинувшихся евреев-коммунистов, чрезвычайно благоприятствовала развитию этого нового антисемитизма. На пороге сороко вых годов он получил широкое распространение в Советском Союзе.
- Развитие это подготовило почву для огромного роста в годы войны влияния антисемитизма, уже не этого ползучего и полу-скрытого, а активного и открытого антисемитизма. Отсылая читателя к пятой главе книги, где подробно выясняются причины этого развития антисемитизма, отмечу здесь лишь, что не толь
- ко задача гитлеровской антисемитской пропаганды была значительно облегчена всем предшествующим советским развитием. Независимо или почти независимо от гитлеровской пропаганды, в глубоком советском тылу антисемитизм в годы войны вошел в быт. И антисемитизм остро сказался даже в организованном советском движении сопротивления в тылу у немцев.
- Послевоенное развитие не представляется еще сейчас достаточно ясным. На Украине, где в годы войны агрессивный антисемитизм получил наибольшее развитие и где антисемитизм является популярной формой антисоветских настроений и вызывает поэтому тревогу в правительственных кругах, правительство, не выступая открыто против антисемитизма, повидимому, повело в послевоенные годы борьбу против него по партийной линии, без публичной огласки, и достигло в этом отношении некоторых успехов. Вне Украины развитие протекает медленнее, при безучастном отношении власти, но и здесь специфический активный антисемитизм военного времени, повидимому, ослабел, но с тем большей отчетливостью сказывается усиление того "нового" советского антисемитизма, который начал складываться во второй половине тридцатых годов.
- {*}
- Автор стремился опираться в своей работе по возможности на первоисточники, т. е. прежде всего на советские источники: на советскую периодическую и непериодическую печать на русском и еврейском языках. Это заведомо неполный источник, к тому же нередко сознательно искажающий действительность применительно к нуждам официальной концепции. Концепция эта в вопросе об антисемитизме не оставалась на протяжении десятилетий неизменной, но в основе ее всегда лежал один из двух тезисов: тезис о полном
- преодолении антисемитизма в Советском Союзе и тезис о наличности в Советском Союзе антисемитизма, как пережитка прошлого. Случалось и так, что оба тезиса жили в какой-то причудливой комбинации параллельной жизнью. Тезисы эти--и каждый порознь, и оба вместе -- не отвечают действительности. Это, конечно, хорошо знают и в Советском Союзе, но это ни в какой мере не оказывало влияния на трактовку антисемитизма в советской печати.
- Такое состояние советских источников и скудость источников познания Советского Союза, свободных от советского официального контроля, очень затрудняют изучение советской действительности и вынуждают собирать фактические данные по крупицам и реконструировать сложную картину советской современности на основе анализа частичных данных или на основе изучения явлений, находящихся в более или менее отдаленной связи с действительным предметом изучения. Эта работа по методу своему несколько напоминает работу археолога, на основании большого числа фрагментарных данных восстанавливающего сложную картину далекого прошлого, с той лишь разницей -- в пользу изучения советской действительности, -- что действительность эта значительно ближе нам и что перед исследователем ее всё же иногда встает возможность проверить результаты его работы показаниями живых свидетелей советской современности.
- Для новейшего периода открылся новый источник изучения проблемы антисемитизма в Советском Союзе. Это показания большого числа евреев-беженцев из Советского Союза и польских евреев, проведших годы войны в Советском Союзе (в лагерях, в ссылке и в качестве свободных граждан). И эти показания требуют критического к себе отношения, но они всё же в подавляющем большинстве случаев свободны от
- 10
- стремления сознательно подгонять изображение виденного и пережитого к определенной обязательной схеме. Источник этот пока мог быть использован лишь в очень узких пределах. Систематическая работа по собиранию такого рода сведений еще почти не ведется. Но и то сравнительно немногое, что было пока сделано, позволяет более ясно видеть некоторые явления. Читатель найдет ниже, в главе пятой, указания на эти источники.
- Для выяснения вопроса об антисемитизме в районах немецкой оккупации ценным дополнительным источником являются становящиеся постепенно доступными для изучения немецкие архивы. В немецких документах, не предназначавшихся для опубликования, имеется множество в общем отвечающих действительности подробных сообщений о проведении в жизнь политики истребления евреев и об отношении местного населения к этой политике и к евреям вообще. Значительное число такого рода документов, хранящихся в архивах Еврейского Научного Института (ИВО) в Нью Йорке, было использовано для настоящей работы.
- Специальный и очень ценный материал имеется и по вопросу о еврейской проблеме в партизанском движении и в партизанских районах. Материал этот позволяет выяснить взаимоотношения между евреями и неевреями в партизанском движении и между евреями-партизанами и местным не-еврейским населением. Материал этот систематически собирался Еврейской Исторической Комиссией в Польше, создавшей обширный архив показаний партизан-евреев, среди которых есть немало бывших участников советского партизанского движения (часть этого архива имеется в копиях в ИВО). И огромный материал собран организациями самих партизан. Среди них наибольшую активность проявила историческая комиссия Союза (бывших) Партизан (евреев) "Пахах" в Италии. Итоги работы этой комиссии были опубликованы в виде большого
- 11
- исследования, широко использованного в главе пятой этой работы.
- Подробные указания на все эти и другие источники читатель найдет в тексте книги и особенно в примечаниях.
- ">*
- Работа эта вышла в свет в 1951 году по-английски вместе с более значительной по объему работой автора "Политика национальностей и еврейский вопрос в СССР". Обе вместе образуют большой том: "Евреи в Советском Союзе", опубликование которого по-русски -- при теперешнем состоянии русского книжного рынка вне СССР -- невозможно. В настоящем издании работа несколько дополнена, в частности, в нее включен подробный анализ всех доступных данных об эвакуации евреев в Советском Союзе в годы 2-й мировой войны. Вопрос этот прямого отношения к теме об антисемитизме не имеет. Но широко распространенное заграницей мнение о проводившейся будто бы советским правительством политике спасения евреев, находившихся под угрозой истребления их Гитлером, является, может быть, главной основой ложных представлений о действительном состоянии вопроса об антисемитизме в Советском Союзе: можно ли допустить мысль о поощрении или хотя бы о толерировании антисемитизма советским правительством, если это правительство проявило такую исключительную активность в деле спасения евреев? Это серьезный аргумент, требующий тщательной проверки всего материала об эвакуации евреев в Советском Союзе в годы войны. Автор пытался разрешить эту задачу в приложении к книге.
- С. ШВАРЦ.
- Нью Йорк. Февраль 1952 года
- ГЛАВА ПЕРВАЯ
- {ПОДЪЕМ АНТИСЕМИТИЗМА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ}
- В старой России антисемитизм не имел глубоких корней в народных массах. На русском антисемитизме последних десятилетий перед революцией лежала явственная официальная печать: это был один из элементов правительственной политики, и антисемитизмом была заражена лишь часть верхних слоев общества, особенно чиновничество, и кое-где часть средних слоев города. В широких массах народа антисемитизма почти не было, да и самая проблема отношения к еврейству перед ними не вставала, так как широкие слои русского народа почти не соприкасались с евреями.
- Более или менее глубокие корни в народных массах антисемитизм имел в старой России лишь в некоторых частях так называемой черты оседлости, главным образом на Украине, где еще со времени польского господства, в силу особых условий, на которых здесь не приходится останавливаться, настроения антисемитизма имели очень широкое распространение в крестьянстве. Но и здесь до революции антисемитизм, за исключением редких и коротких моментов, не принимал напряженного характера, а погромы 80-х годов
- 12
- 13
- прошлого столетия и начала двадцатого века были городским явлением, сознательно вызывавшимся органами правительства и привлекавшим в основном лишь сравнительно немногочисленные, главным образом городские подонки. Да и по размаху своему эти погромы, потрясшие в свое время совесть мира, сейчас, в свете опыта позднейших лет, в частности по сравнению с волной погромов, прокатившейся по стране в 1918-1920 годах (не говоря уже о гитлеровской политике прямого истребления евреев), кажутся относительно ограниченным явлением.
- В годы революции, особенно в годы гражданской войны и в районах, где гражданская война приняла наиболее напряженный характер, антисемитизм вырос чрезвычайно и превратился в одно из наиболее острых орудий контрреволюции, широко захватив, особенно на юге и на юго-востоке, основную толщу городского и сельского населения. К этому времени относится часто цитировавшееся впоследствии, но в свое время в Советской России мало обратившее на себя внимание постановление советского правительства об энергичной борьбе с антисемитизмом и об объявлении погромщиков "вне закона"1. На этом постановлении я остановлюсь ниже при анализе борьбы с антисемитизмом мерами уголовной репрессии.
- С окончанием гражданской войны антисемитизм в Советской России, казалось, начал быстро идти на убыль, и не только в официальных советских кругах, но и в широких кругах заграницей, особенно в кругах заграничного еврейства, в годы, непосредственно следовавшие за окончанием гражданской войны, получила широкое распространение мысль, что антисемитские настроения в России, поскольку они еще сохраняются,
- 1 "Известия" от 27-го июля 1918 года.
- 14
- являются лишь отголоском недавнего прошлого, что антисемитизм быстро и окончательно сходит здесь на нет.
- Первые вести о новой волне антисемитизма
- . Этому оптимизму, однако, вскоре был нанесен тяжелый удар. Советская печать сначала просто не замечала нового роста антисемитизма, -- повидимому, действительно не замечала, а не замалчивала его. Но, начиная с 1926 года, в руководящих советских кругах начали бить тревогу.
- Одним из первых поднял публично вопрос об антисемитизме председатель Президиума Центрального Исполнительного Комитета Советов М. И. Калинин. Откликаясь на обращенное к нему письмо молодого крымского коммуниста Овчинникова, встревоженного созданием в Крыму еврейских сельскохозяйственных колоний, Калинин летом 1926 года писал2:
- "Писем, записок на митингах, как с подписью, так и без подписи по еврейскому вопросу вообще и по переселению евреев в Крым, в частности, очень много. Одни из них явно черносотенцы и антисеми-тичны, другие, как письмо тов. Овчинникова, стремятся искренне выяснить, почему евреям ворожит советская власть. Между прочим, очень характерный штрих:
- по словам тов. Грандова редактора газеты для крестьян 'Беднота' издания ЦК ВКП, за последние четыре года среди крестьянских писем в 'Бедноту' совершенно не было заметно писем по еврейскому вопросу, лишь за последнее время они появились в связи с переселением евреев в Крым".
- Митинги, на которых Калинин получал "очень много" записок "по еврейскому вопросу", это, главным
- 2 М. Калинин, "Еврейский вопрос и переселение евреев в
- Крым", "Известия" от 11-го июля 1926 года.
- {15}
- образом, рабочие митинги на заводах. Антисемитизм, о котором писал здесь председатель Президиума ЦИК'а, это антисемитизм, главным образом, в рабочей и в крестьянской среде. Несколькими месяцами позже -- в ноябре 1926 года -- на 1-ом съезде Общества по земельному устройству трудящихся евреев в СССР, так наз. ОЗЕТ, Калинин остановился на антисемитизме и среди интеллигенции3:
- "Почему сейчас русская интеллигенция, пожалуй, более антисемитична, чем была при царизме? Это вполне естественно. В первые дни революции в канал революции бросилась интеллигентская и полуинтеллигентская городская еврейская масса. Как нация угнетенная, никогда не бывшая в управлении, она, естественно, устремилась в революционное сгрои-тельство, а с этим связано и управление... В тот момент, когда значительная часть русской интеллигенции отхлынула, испугалась революции, как раз в этот момент еврейская интеллигенция хлынула в канал революции, заполнила его большим процентом по сравнению со своей численностью и начала работать в революционных органах управления".
- Для понимания той растерянности, которая царила в руководящих советских кругах перед лицом внезапно обнаружившейся широкой распространенности в стране антисемитизма, чрезвычайно характерна беспомощная аргументация Калинина4:
- "Для еврейского народа, как нации, это явление т. е. широкое участие евреев в "революционных органах" имеет громадное значение, и, я должен сказать, значение отрицательное !. Когда на одном из заводов меня спросили: Почему в Москве так много
- 8 "Первый Всесоюзный Съезд ОЗЕТ в Москве, 15-20 ноября 1926 года. Стенографический отчет", Москва, 1927 г., стр. 65.
- {" Там же.}
- 16
- евреев? -- я им ответил: Если бы я был старый раввин, болеющий душой за еврейскую нацию, я бы предал проклятию всех евреев, едущих в Москву на советские должности, ибо они потеряны для своей нации. Это был ужасный ответ: аргумент о 'потере для еврейской нации' просто не дошел до сознания аудитории Калинина, а по существу его аргументация должна была подкрепить антисемитские настроения на заводе. В Москве евреи смешивают свою кровь с русской кровью, и они для еврейской нации со второго, максимум с третьего поколения потеряны, они превращаются в обычных руссифика-торов !".
- Антисемитизм в рабочей среде
- Особенную тревогу, естественно, вызвал тот факт, что антисемитизм во многих местах глубоко проник в эти годы в рабочую среду, остававшуюся почти непроницаемой для антисемитизма до революции. Сообщения об антисемитизме в рабочей среде, относящиеся ко второй половине двадцатых годов, очень многочисленны, но при неполноте доступных нам источников5 и по самому характеру материала данные об антисемитизме не поддаются статистической обработке, и интересующее нас явление может быть показано лишь на ряде отдельных типичных фактов.
- В вышедшей в 1928 году книге "Против антисемитов" автор ее пишет, что после того, как в феврале
- 6 Сообщения о фактах антисемитизма рассеяны, главным образом, в местной советской печати, почти не проникающей заграницу, и в еврейской советской печати и в "Комсомольской Правде", в доступных в Нью Йорке библиотеках, представленных за 20-ые годы лишь очень отрывочно. Ценным дополнением к имеющимся в Нью Йорке советским материалам являются телеграммы из Советского Союза Еврейского Телеграфного Агентства, всегда основанные на данных советской печати (иначе советская цензура их не пропускала), особенно еврейской.
- {10350}
- 17
- 1927 года он опубликовал в одной московской газете (в "Комсомольской Правде") несколько статей об антисемитизме, в редакцию начали "каждый день" поступать "десятки откликов". "Видимо, затронул я вопрос больной и жгучий, высказал то, что наболело у многих товарищей"6:
- "Все эти отклики говорили, что в известных слоях рабочих за последнее время опять ? появились антисемитские настроения, что антисемитизм проникает в комсомол, что антисемитским настроениям поддается иногда и кое-кто из партийцев.
- 'У нас в Канавине (Нижегор. губ.), -- пишет Б. Соловецкая, -- антисемитизм растет с каждым днем и не только среди беспартийных, но, к сожалению, и среди коммунистов'.
- Тов. Гуфельд из Смелы (Черкасск. окр.) передает:
- 'В 1925/26 годах я работал в Смеле на сахарном заводе. Антисемитизм был здесь сильно распространен. Бывало новичка-жиденка поставят на лафет, лафет разгонят и требуют, чтобы он, жиденок, скакал с лафета на полном ходу. Скоро придумали новое удовольствие -- обливать новичка-жиденка горячей водой. Или же выстроятся в две колонны и под гиканье, улюлюканье начнут перебрасывать еврея из одной колонны в другую. При выдаче же спецодежды заведующий двором у нас прямо заявил:
- -- Длинноносым Хаимам и Гершкам спецодежды не выдам: пусть идут торговать!'
- О совершенно возмутительном случае, имевшем место в Харькове, на Госспиртзаводе ╧ 2, имени 1-го мая, передает наш корреспондент тов. Райе:
- 'Был со мною этот случай во время перерыва, когда был завтрак. Разговорились мы с одним комсо-
- * Мих. Горев, "Против антисемитов. Очерки и зарисовки", Москва и Ленинград, Госиздат, 1928 г., стр. 9-12.
- 18
- мольцем. Он сейчас же бросил мне упрек: Ты еврей, и тебе не следует вмешиваться в разговор!
- Тут началась ссора. Я ему объясняю, что такое рассуждение неправильно, а он, насмехаясь, начал кричать: Эй ты, жидовская морда! Что вам здесь нужно? Отдельную республику хотите устроить? Вам Крым отдать? Не бывать.
- Собрались тут взрослые рабочие. Один рабочий, комсомолец, Добрынин, кричит мне: Вы хотите в вузы, в школы попасть? Это вам не удастся.
- Подошел в-юрой комсомолец, кандидат КП(б)У, студент сельскохозяйственного рабфака Аникиев. Он еще лучше начал:
- -- Эй ты, жидовская, морда, что тебе здесь нужно? Пришел забирать хлеб у нашего брата? Мы вам, жиды, покоя не дадим. Был бы 20-ый год, я бы с тобой расправился. Все вы спекулянты. Еще и сюда пришли работать..."
- Таких сообщений во второй половине двадцатых годов было множество. В статье секретаря Евсекции при ЦК ВКП мы читаем7:
- "В Брянске на механическом заводе ╧ 13 группа молодых рабочих систематически издевалась над молодым евреем-рабочим Фурмановым. Среди этой группы имеется 6 комсомольцев, из них 2 члена бюро. Комсомольская ячейка этого факта не замечала. Губком узнал лишь из докладной записки секретаря евбюро губко-ма. Докладная записка еще не обсуждалась. На этом заводе вообще сильны антисемитские настроения. Недавно была проведена беседа с рабочими об антисемитизме. Вот что пишет т. Иленков, проводивший эту беседу по поручению Брянского окркома ВКП:
- 'Присутствовавших на беседе можно разделить на три неравные группы: 1) Очень сильно зараженная
- 7 А. Чемеринскии, "Антисемитизм--орудие контрреволюции", "Коммунистическая Революция" (Орган Агитпропа ЦК ВКП), 1929 г., На 5 (март), стр. 68-69; курсив подлинника.
- 19
- антисемитскими настроениями. Эта группа активная'.задавала вопросы, вставляла реплики, выступала, острила и т. п. 2) Основная масса слушателей, молчаливо соглашавшаяся с репликами и выступлениями. 3) Незначительная часть, пытавшаяся робко одернуть первых.
- Партийная и комсомольская часть молчала. Секретарь ячейки, как воды. в рот набрал. Создавалось впечатление, что все солидарны с выступлениями против евреев...'
- В ВУСПС (Харьков) ежедневно ! поступают сведения с мест, свидетельствующие об усилении антисемитских настроений среди некоторых наиболее отсталых групп рабочих. Особенно сильно развит антисемитизм на предприятиях, связанных по характеру своего производства с селом, в частности, на сахарных и винокуренных заводах. Так, на Браиловском сахарном заводе, в Винницком округе, группа хулиганов заперла еврея Этина в серно-кислотном отделении, откуда он был извлечен с сильными признаками отравления. На сахарном заводе им. Ланцуцкого, в Шепе-товском округе, группа антисемитов долгое время издевалась над евреем Куржем, в результате чего Курж заболел психическим расстройством. На Уладовском сахарном заводе, в Винницком округе, антисемиты избили рабочего Швейрука, выдвинутого в кандидаты в члены завкома. На Богуславской суконной фабрике ученик-еврей Бурсук подвергался систематическим преследованиям и избиениям со стороны группы хулиганов".
- Другой автор писал одновременно в органе Глав-политпросвета РСФСР8:
- "Вот некоторые факты выступлений антисемитов в рабочей среде, обнаруженные только за последние два-три месяца:
- 8 Г. Нагорный, "На борьбу с антисемитизмом", "Коммунистическое Просвещение", 1929 г., май, стр. 32-33.
- 20
- 'Ты не бойся, когда будет погромчик, я юЛи укрою', так 'невинно шутили' над продавцом Галык'-риным его сослуживцы по магазину Мосторга на Красной Пресне. Шутки закончились избиением Гальперина продавцом Голубковым. Когда подняли вопрос об увольнении Голубкова, предместкома Кузьмичев (член ВКГТ), заявил: 'Мы не допустим, чтобы из-за жида увольняли 'русских'.
- С Кузьмичевым солидарен директор Ново-Богоявленской фабрики Чихачев: 'Антисемитизм не причина для увольнения', заявил он, когда бюро ячейки предложило уволить рабочих-антисемитов, преследовавших молодого инженера Гуревича. Кто-то из них подсыпал песок и опилки в масло мотора, чтобы 'извести' ненавистного им инженера. Только случайность спасла фабрику от катастрофы. Гуревичу пришлось уйти. Антисемиты торжествуют.
- На Керченской консервной фабрике 'Воля Труда' группа рабочих преследовала чернорабочего еврея Гутмановича, били его проволокой по спине... Антисемит Ничугин в присутствии предфабкома и толпы рабочих кричал: 'Если этого жиденка не уберут от нас, я его задушу'. Общее собрание, на которое явились только одни приятели хулиганов-антисемитов, решило, что никакого преследования Гутмановича не было, а были лишь 'обоюдные шутки'.
- Иначе отнеслась пролетарская общественность к другому подобному же случаю. На заводе 'Красный Прогресс' (Б. Токмак, Украина) антисемиты долго издевались над 'рабочим Резником, травили его, бросали в него болтами, гайками, засыпали стружками глаза, грозили убить, зарезать: наконец, комсомолец Глейх избил Резника в цеху на глазах у всех. Общее собрание, на котором присутствовали 1.400 рабочих, единодушно заклеймило позором хулиганов-антисемитов и потребовало общественного суда над ними. В хвосте оказалась комсомольская ячейка, она ограничилась лишь тем, что вынесла Глейху выговор.
- В Пскове на заводе 'Металлист' комсомолец{ Тро-}
- {21}
- фимов уже давно и систематически травил комсомольца же еврея Большеминникова. Группа комсомольцев подавала об этом заявление в бюро комсомольской ячейки, но бюро не приняло никаких мер. 14 февраля в комсомольском общежитии Трофимов зверски зарубил топором Большеминникова. Убийца с гордостью сказал своим товарищам: 'А всё-таки я жиденка укокошил'. На допросе он заявил: 'Убил, потому что я русский, а Большеминников еврей'".
- От антисемитской заразы оказались несвободны даже и рабочие такого культурного центра и старого центра рабочего движения, как Ленинград9:
- "На зав. 'Лит' антисемиты под руководством мастера-инструктора начали с криков по адресу евреев рабочих- 'жиды'. Потом на стенах уборной был вычерчен лозунг: 'Бей жидов, спасай Россию' Потом, вдохновившись безнаказанностью, избили кирпичами т Меллера, потом т. Елашевича и ряд других евреев Или другой случай, тоже ленинградский:
- На заводе им. Марти 'шуточки' и анекдоты на еврейские темы в большом ходу среди комсомольцев даже среди актива. Мудрено ли, что член бюро коллектива этого завода пригрозил комсомольцу-еврею, выступавшему против него на собрании" 'Если ты, жидовская морда, посмеешь еще хоть раз выступить, я с тобой разделаюсь'. Мудрено ли, что на этом самом заводе несколько рабочих травили и избивали еврея-комсомольца при сочувственных смешках присутствовавших здесь других комсомольцев?"
- Всё же из Ленинграда сообщений о проявлениях антисемитизма попадалось в печати не очень много Гораздо более широкое распространение антисемитизм, повидимому, получил в Москве. Для характеристики развития антисемитизма в Москве имеется в
- Еф. Добин, "Правда о евреях", Ленинград, изд "Краевой Газеты", 1928 г., стр. 5.
- {22}
- печати--в виде редкого исключения--документ, перечисляющий уже не отдельные случаи проявления антисемитизма, а дающий общую характеристику распространения антисемитизма среди московских рабочих. Это "сводка" Московского Городского Совета Профсоюзов за февраль 1929 года "об антисемитизме среди членов профсоюзов". Составлялись ли такие сводки и за другие месяцы, установить невозможно. Целиком и эта сводка, повидимому, нигде опубликована не была, но в книге Юрия Ларина об антисемитизме в СССР цитируются обширные выдержки из нее, которые я привожу с некоторыми сокращениями10
- "Антисемитские настроения среди рабочих распространяются, главным образом, среди отсталой части рабочего класса, связанной с крестьянством, среди женщин... Часто рабочие, замеченные в антисемитских выражениях, недостаточно уясняют себе его контрреволюционное значение. Имеется много фактов, когда в числе антисемитов встречаются комсомольцы и члены партии.
- Особенно распространены толки о еврейском за-сильи. Широко распространены оскорбительные выпады, передразнивание, насмешки по адресу работающих евреев. Распространено рассказывание разных анекдотов о евреях. Антисемиты-администраторы используют свое положение для травли и выживания евреев. Злостные антисемиты избивают евреев и стараются втянуть их в драку
- Антисемитизм выливается подчас в выкрики, угрозы и призывы, близкие к погромным, также в виде анонимных надписей, записок. На собраниях, в беседах и лекциях учащаются случаи антисемитских выкриков, выступлений, записок. Часто встречаются записки и выступления, поддерживающие версию об исключи-
- 10 Юрий Ларин, "Евреи и антисемитизм в СССР", Москва и Ленинград, Госиздат, 1929 г, стр 238-239.
- {23}
- тельной борьбе советской власти только с православной религией... Имеются случаи, когда евреи, подвергшиеся травле, молчат об этом, не апеллируя к общественным организациям -- повидимому, боясь преследований или не надеясь найти достаточную поддержку.
- Со стороны профсоюзных организаций отсутствует постановка организованной борьбы с антисемитизмом. Очень часто местные профорганизации своевременно не выявляют антисемитские настроения, не реагируют на проявления их и не принимают мер к их изживанию. Со стороны низовых профорганизаций отмечаются факты примиренческого, недопустимо терпимого отношения к проявлениям антисемитизма. Были факты, когда в низовых профорганизациях пытались замазывать проявления антисемитизма.
- Всё же за самое последнее время отмечается небольшой сдвиг. Передовая часть рабочих часто дает примеры сознательной борьбы с проявлениями антисемитизма со стороны отдельных товарищей и реакционных элементов".
- Происхождение антисемитизма среди рабочих
- Советская печать пыталась объяснить распространение антисемитизма в рабочей среде во второй половине двадцатых годов, главным образом, притоком в промышленные предприятия "отсталых" рабочих из деревень, а только что цитированная "сводка", наряду с "отсталой частью рабочего класса, связанной с крестьянством", в качестве носителей антисемитизма подчеркнула еще и роль женщин. Это последнее замечание
- -- о роли женщин в распространении антисемитизма
- -- не кажется обоснованным: среди множества фактов проявления антисемитизма, отмеченных в печати, -- а выше я привел лишь небольшую часть имеющегося материала, -- лишь в очень редких случаях отмечается активная роль женщин в антисемитских выступлениях Более правильно указание на отсталые элементы рабо-
- 24
- чего класса, но, повидимому, чрезвычайным преувеличением является объяснение антисемитских настроений отсталых рабочих их деревенским происхождением. При внимательном изучении имеющегося материала невольно бросается в глаза, что среди сообщений о проявлениях активного антисемитизма во второй половине двадцатых годов почти нет сообщений о конкретных проявлениях амтисвмитизма в деревне. Эта волна антисемитизма была в основном городским явлением. Вопреки господствующему в литературе воззрению, основным источником проникновения антисемитских настроений в рабочую среду был не приток отсталых рабочих из деревни, а приток в промышленные предприячия рабочих и служащих из среды выбитых революцией из привычной колеи жизни разоряющихся средних и низших слоев городского населения. Это было гораздо более опасное явление, чем простая "отсталость" выходцев из деревни, уже в силу своей отсталости не имевших возможности оказывать значительное влияние на окружающую их новую среду Этим происхождением антисемитизма 20-ых годов, вероятно, и объясняется тот факт, что он захватывал отнюдь не одних лишь выходцев из деревни, но, как это видно из приведенных выше сообщений, глубоко проник в промышленные предприятия, в компартию и комсомол, больше того: в ряды партийного, комсомольского и профсоюзного актива. "Отсталых" рабочих, недавно прибывших из деревни, среди этого актива почти нет.
- Яркой иллюстрацией зараженности в этот период антисемитскими настроениями партийной и комсомольской среды на московских фабриках (что уж говорить о многих провинциальных центрах') может служить сообщение Ларина о "вопросах-записках", полученных им на специальной "консультации по антисемитизму", состоявшейся в августе 1928 года "в кабинете партработы одного из райкомов Москвы". На собрании при-
- 25
- сутствовали несколько десятков рабочих из различных московских промышленных предприятии: "передовики-партийцы", комсомольцы и несколько "сочувствующих", словом, всё человеческий материал, из которого формируется партийный, комсомольский и профсоюзный актив. В огромном большинстве поданных докладчику записок-вопросов явственно чувствовались антисемитские настроения. Вот несколько из этих вопросов":
- "Почему евреи не хотят заниматься тяжелым трудом?" -- "Почему евреям дали хорошую землю в Крыму, а русским дают, где похуже?" -- "Почему евреи везде устраиваются на хорошие места?" -- "Почему партийная оппозиция на 76% была из евреев?" -- "Почему евреев много в вузах, не подделывают ли они документы?" -- "Не изменят ли евреи в случае воины и не уклоняются ли они от военной службы?" -- "Можно ли назвать антисемитом того, кто шутя говорит 'жид', и как следует относиться к подобным шуткам вообще?" -- "Отыскивать причину антисемитизма следовало бы в самой еврейской нации, в ее нравственном и психологическом воспитании".
- Антисемитизм в высшей школе
- Еще более поражает -- и подтверждает выдвинутую выше гипотезу о происхождении советского антисемитизма 20-ых годов -- широкое распространение антисемитизма в рассматриваемый нами период в школе, особенно в высшей школе12.
- 11 Полный список этих вопросов -- всех их было 66 -- приводится у Ларина, стр. 241-244.
- 12 Сообщений об антисемитизме в народной школе в печати попадается гораздо меньше и на них -- в интересах экономии места -- я здесь не останавливаюсь. В виде примеров можно назвать случаи, отмеченные у Горева, стр. 10-12, или в телеграммах
- 26
- В цитированной уже выше брошюре Добина мы читаем18:
- "В день, когда пишутся эти строки, в 'Комсомольской Правде' опубликованы кошмарные случаи, от которых веет средневековой жутью. Речь идет о проявлениях антисемитизма в харьковских вузах.
- В геодезическом институте систематически, изо дня в день долгие месяцы, за закрытой дверью студенческого общежития велась упорная травля рабфаковца-еврея Ш. Среди товарищей он чувствовал себя затравленным зверем. Каждый его шаг, движение, нечаянно оброненное слово вызывали поток грубых насмешек, площадной брани и издевательств.
- Молодой студент-геодезист Ляшенко, комсомолец, издевался над Ш. только потому, что он был единственным евреем в общежитии. Закадычный друг Ляшенко, геодезист Микула, не пожелал отставать от своего приятеля. Безобидного и, может быть, не в меру покорного Ш. обливали ледяной водой, заставляли ночами бодрствовать, лежать в постели с широко раскрытыми глазами. Его будили ударом линейки по голове, сонного обливали холодной водой и кололи голые пятки кронциркулем. Глубокие и длительные обмороки явились последствием травли. Трудно было узнать рабфаковца: он постарел, осунулся и превратился в инвалида с дрожащими руками. А хулиганы продолжали издеваться. Ляшенко ударил по щеке Ш. Это вызвало похвалу Микулы и на другой день последний повторил опыты: Ш. был избит. На третий день били по лицу не руками, а грязной галошей.
- В том же институте хулиганы топтали живот беременной курсистки-еврейки. В Харькове в студенческом городке, в общежитии в корпусе ╧ 11, другая кучка хулиганов-антисемитов избивает до полусмерти
- ЕТА из Ленинграда от 5-го июня и из Москвы от 7-го июня 1928 года ("ТЬе ^ет8Ь ПаЦу Вн11е1ш", Липе 6 апй 8, 1928)
- I3 Добин, стр. 3-4.
- {27}
- 16-тилетнего студента музтехникума Аркадия Рей-хеля".
- И это -- если и не в такой крайней форме -- было далеко не местное явление. Корреспондент Еврейского Телеграфного Агентства (ЕТА) телеграфировал из Москвы 28-го мая 1928 года14:
- "Из разных частей страны приходят сообщения, что среди студентов советских учебных заведений стало обычным, говоря о евреях, употреблять слово 'жид'.
- 'Октябрь', еврейская коммунистическая газета в Минске, отмечает, что к еврейским молодым людям, желающим поступить в Минскую Консерваторию, часто обращаются со словом 'жид'. Газета обвиняет директора Консерватории, Прохорова, в намеренной дискриминации по отношению к евреям.
- Харьковская газета 'Штерн' приводит ряд инцидентов, возникших на почве острого антисемитизма, господствующего среди студентов Харьковского Технологического Института, а между тем комсомольская организация насчитывает в Институте 400 членов и пользуется большим влиянием на студентов.
- Даже студенты-коммунисты заражены антисемитизмом и часто спрашивают, почему для евреев не вводится в высших учебных заведениях процентная норма".
- Особенно поражает в этой телеграмме сообщение о возрождении идеи процентной нормы для евреев, бывшей в старой России в последние ее десятилетия боевым знаменем реакции в высшей школе. Сообщение это не осталось изолированным. В телеграмме ЕТА из Москвы от 21-го октября 1929 года мы опять читаем18:
- "Собрание студентов-коммунистов в Киеве по-
- 14 "ТЬе ^ето^вЬ Вайу Ви1Ыш", Мау 29, 1928. 16 "ТЬе ^еV^8Ь ВаПу Ви11е*ш", ОсЬЬег 22, 1929.
- {28}
- требовало введения процентной нормы для евреев при приеме в Университет. Требование это предварительно обсуждалось в заседании бюро Комсомола".
- Антисемитизм в государственном и партийном аппарате
- Социальные корни советского антисемитизма 20-ых годов делают понятным тот факт, что в местный государственный аппарат -- особенно в небольших провинциальных центрах -- антисемитизм проник еще раньше, чем в среду промышленных рабочих. Сообщения о проявлениях антисемитизма на фабриках начали проникать в печать в сколько-нибудь заметном числе лишь с 1926 года. Об антисемитизме в местном государственном аппарате немало сообщений -- особенно с Украины -- было уже в 1925 году. Во многих местах в провинции антисемитские настроения, повидимому, сохранялись в местном аппарате в приглушенном состоянии со времени гражданской войны, а с середины 20-ых годов они начали всё отчетливее проявляться и во вне. Приведу в виде примера несколько относящихся к этому раннему периоду сообщений корреспондентов Еврейского Телеграфного Агентства:
- "Существование антисемитизма в среде советской администрации в небольших городах, населенных преимущественно евреями, было признано членом специальной комиссии, назначенной для расследования этих условий.
- Еврейский член этой комиссии, в статье в 'Эмес', отмечает, что 'во многих местах антисемитизм проводится открыто'. Автор приводит много поразительных случаев, когда районные органы не обращали внимания на поступившие к ним жалобы и медлили принять необходимые меры (даже) по жалобам комиссии"16.
- 1в Телеграмма ЕТА из Москвы от 20-го июня 1925, "ТЬе .Те^вЬ ПаЦу ВиИейп",{ "Типе 22, 1925.}
- {29}
- "Жалобы на плохое обращение с евреями в небольших городах и деревнях приходят из разных частей Советского Союза. Почти в каждом номере еврейских газет, выходящих в Советской России, можно найти указания на такого рода факты.
- Плохое обращение с евреями-инвалидами в правительственных домах для инвалидов, терроризирование еврейского населения, доходящее до того, что -- как сообщается в последнем номере харьковской еврейской газеты 'Дёр Штерн' -- когда в Киеве три члена местной милиции были арестованы за ряд насилий над евреями, злоупотребление властью и акты террора, никто не согласился выступить против них в качестве свидетеля, опасаясь мести.
- Типичная для создавшегося положения обстановка была недавно обрисована в обращении 'Положите конец беззакониям', подписанном тридцатью жителями Пятигорья (в районе Белая Церковь): обращение было адресовано высшим органам власти и было жалобой на деятельность 'антисемитских элементов, которые проникли в ряды советской администрации' в телеграмме ЕТА приводился ряд фактов"17.
- "В середине октября 1925 года на украинской конференции еврейских секций Компартии открыто высказывались жалобы на нарушения советского законодательства местными коммунистическими властями в их отношении к еврейскому населению"18.
- Ущемление евреев в жилищных отделах19, при налоговом обложении, даже на биржах труда20 -- стало распространенным явлением. Политика "дискримина-
- 17 Телеграмма ЕТА из Москвы от 4-го сентября 1925, "ТЬв ^е^V^8Ь Ва11у Ви11е1ш", ЗергешЬег 6, 1925.
- 18 Телеграмма ЕТА из Харькова от 19-го октября 1925, "ТЬе ^ето,Ь Ва11у ВцЦейп", Ос1оЬег 20, 1926.
- 19 Телеграмма ЕТА из Москвы 26-го октября 1928 г. 2" Телеграмма ЕТА из Москвы от 7-го июня 1928 г.
- 30
- ции" (по отношению к евреям) начала окрашивать даже работу отделов личного состава государственных учреждений и предприятий21:
- "Еврейские служащие при сокращении штатов и рационализации аппарата подвергались увольнениям и встречали затруднения в новом приискании работы значительно больше, чем служащие украинцы, великороссы и др."
- Что особенно поражает в многочисленных сообщениях об антисемитизме в советском аппарате, это пассивность низовых партийных органов, часто просто капитулировавших перед антисемитскими настроениями, а то и прямо поддававшихся их влиянию. Приведу несколько примеров:
- "Вот, напр., свежая вырезка из газеты: 'У заведующего личным столом Краснопресненского районного отдела Управления недвижимых имуще ств в Москве тов. Денисова о евреях весьма определенное мнение. Выразительно он цитирует черносотенное изречение: 'Бей жидов, спасай Россию'; несколько раз, сильно переложив за галстук, бегал с наганом по квартире и кричал: 'Всех жидов перестреляю'. Районная контрольная комиссия признала факты доказанными и объявила ему выговор со снятием с работы И только"22.
- "В районах и ячейках далеко не всегда относятся к антисемитскому душку с должной беспощадностью. На митинге по антисемитизму, созванном весной 1929 г. 'Нашей Газетой' в Москве, приводились факты, как ячейка Нефтесиндиката 'поставила на вид' (и только) женщине, члену партии с 1919 года за слова ее беспартийным, что бывают случаи кражи евреями
- 21 Г. Ледат, "Антисемитизм и антисемиты", Ленинград, изд. "Прибой", 1929 г, стр. 52.
- 22 Ларин, стр. 276.
- 31
- христианского ребенка для изготовления мацы из его крови и т. п."23.
- "Из Старобина (Слуцкого ок., Минской губ.) тов. Ю. Кравчик пишет: 'Еврей Ачинский запоздал на несколько дней явиться на регистрацию в военный отдел, ему назначили месяц принудительных работ в раймилиции. Ачинский отработал две недели, а потом принес справку кресткома, что он бедняк, единственный работник в семье и что без него семья буквально голодает. Вместо ответа, даже, если хотите, вместо отказа, но в человеческой форме, милиционер Потапов начал кричать: 'Ничего! Будешь работать! А подохнешь, тем лучше. Одним жидом в России станет меньше!'
- Вот как обращаются с евреем в советском учреждении примазавшиеся к милиции держиморды. Да что тут удивляться, когда у{ нас} в Слуцке комсомолец профтехнической школы, некий Вечер, выбежал на базарную площадь и начал орать: 'Бей жидов, спасай Белоруссию!' Это с комсомольским-то значком на груди! И ведь ничего -- остался в комсомоле"24.
- Мы уже видели выше, какие глубокие корни терпимость по отношению к антисемитам пустила в партийном аппарате промышленных предприятий. Явление это приняло такие угрожающие размеры, что, наконец, "Правда" посвятила ему передовую статью (за много лет первую и, кажется, единственную передовую этой газеты об антисемитизме)26:
- "...В печати всё чаще появляются сообщения о проявлениях антисемитизма... При обследовании предприятий, где происходили антисемитские выступления, мы неизменно ! наталкивались на одно опасное явление -- на попустительство со стороны местных
- 23 Там же, стр. 281.
- 24 Горев, стр. 10
- 25 "Внимание борьбе с антисемитизмом", "Правда" от 19-го февраля 1929 года.
- {32}
- партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, благодаря которому только и может антисемитская травля продолжаться безнаказанно месяцами и годами.
- Истязуемый рабочий не находит себе защиты, "в цехах становится ходячим антисемитский жаргон, а работники ячейки, фабкома, комсомола не желают 'впутываться' в неприятное дело, затевать 'склоку' и т. д.".
- Это всё -- поскольку речь идет о партийных, а не о государственных органах -- образцы пассивности парторганов пред лицом растущего антисемитизма, готовности их толерировать антисемитизм и антисемитов. Но бывало и гораздо хуже -- когда парторганы на местах активно поддерживали антисемитскую политику госорганов. С этой точки зрения особенно поразительна трагическая эпопея евреев в Дагестане. Правда, в приводимых ниже сообщениях не упоминается о парторганах, а лишь о "высших правительственных органах Дагестана", о Президиуме Дагестанского ЦИК и о Дагестанском Совнаркоме, но такого рода органы в Советском Союзе не только находятся под непосредственным руководством соответственных партийных органов и не могут вести политики, прямо не одобряемой партийными органами, но даже и по своему личному составу в значительной мере совпадают с соответственными высшими партийными органами. На этой горестной странице в истории советского еврейства стоит остановиться несколько подробнее.
- Речь идет о так назыв. горских евреях в Дагестане, живших до революции в горных аулах и занимавшихся земледелием и мелкими кустарными промыслами2*:
- "Зимой 1917/18 года вернувшиеся из армии горские евреи приняли энергичное участие в провозглашении советской власти в Дагестане, составили свыш"
- 20 Ларин, стр. 128.
- {33}
- 70% ? образованной тогда Красной гвардии (по данным Дагестанской Контрольной Комиссии) и с оружием в руках дрались против белых за советскую власть. За это, когда потом белые на время взяли верх (Бичерахов), ряд горско-еврейских аулов был разрушен и сожжен, земли отняты и разделены между соседними мусульманскими деревнями, а сами они т. е. горские евреи, поскольку не были вырезаны, изгнаны в города... В этих городах они бедствуют, работают в значительной части в качестве батраков у окрестных виноградарей и садоводов, в качестве кустарных рабочих, отчасти как пешеходные мелочные торговцы в разнос и т. п.
- Вселение их в окружающие Кавказский хребет города вызвало появление антисемитских настроений среди мещанского населения на почве конкуренции торговой, кустарной и в приискании работы. Тесно связанный с мелкобуржуазным и среднебуржуазным обывательством этих городов местный чиновный советский аппарат энергично поддерживает 'своих' (единоверцев, единоплеменников) против 'пришлых'..."
- Дагестанские евреи тщетно пытались отстоять свои права. Волокита продолжалась годами. Дело дошло, наконец, до Отдела Национальностей Всероссийского ЦИК'а, который потребовал объяснений от Дагестанского ЦИК'а. Президиум Дагестанского ЦИК'а назначил комиссию для расследования всего дела, принял затем по докладу комиссии соответственное решение, но и это решение осталось на бумаге, а Президиум ЦИК'а не проявил никакого интереса к проведению его в жизнь. О дальнейшем расскажу словами докладной записки Комиссии по земельному устройству евреев при ЦИК СССР (Комзет) поданной правительству 28-го февраля 1928 года27:
- 27 "Записка" эта напечатана в "Правде" от 23 июня 1928 г. (в виде статьи Ю. Ларина) и перепечатана (с неожиданными сокращениями) в книге Ларина, стр. 129-133.
- {34}
- "Такое отношение к результатам обследования комиссии, выделенной самим же Президиумом Дагестанского ЦИК'а, тем более странно, что как раз перед тем (в 1926 году) в столице Дагестана -- Махач-Кале -- вспыхнул еврейский погром, нашедший немедленно отклик в некоторых других городах Дагестана. Погромное движение возникло на почве обвинения евреев в употреблении мусульманской крови и было, по-видимому, заранее подготовлено, чем объясняется его одновременность-Дагестанские евреи, не добившись ничего в Дагестане, прислали в Москву во Всероссийский ЦИК избранного восемью аулами крестьянина Антилова. В итоге Президиумом Всероссийского ЦИК'а в феврале 1927 года был командирован в Дагестан инструктор ВЦИК Островский для обследования положения гор-ско-еврейского населения Дагестана.
- По материалам обследования основные извращения линии в Дагестане в отношении горско-еврейской бедноты могут быть сведены к следующему:
- а) Безнаказанность антисемитских выходок администрации, безнаказанность убийств и насилий; бесплодность жалоб, которым не давалось должного движения;
- б) пренебрежение к культурному, медицинскому и т. п. обслуживанию горско-еврейского населения, несмотря на указания центра, и попытки введения центра в заблуждение неверной информацией;
- в) нарушение прав национального меньшинства на организацию национальных советов в местах компактного жительства;
- г) неслучайный отказ в приеме на работу рабочих из горских евреев;
- д) невнимательное, грубое и заведомо извращенное отношение к горско-еврейскому населению со стороны низового советского аппарата;
- е) попустительство руководителей дагестанской 35
- власти в отношении всех этих беззаконий и извращений, несмотря на своевременное осведомление их о происходящем.
- В материалах, собранных обследованием инструктора ВЦИК'а, имеется письменное заявление о том, что бывший начальник аула 'Джарач' Ачгар-Бек Новруз-Бек-Оглы, расстрелявший во время гражданской войны горско-еврейскую охрану, как большевиков, служит теперь в Дербентской милиции. Заявление об этом осталось без последствий.
- Имеется протокол общего собрания горских евреев города Дербента от 31-го июля 1926 года (с участием председателя горсовета и представителя ДагЦИК^) о том, что управление горскими евреями осуществляется в большинстве случаев остатками де-никинской банды, что было доведено до сведения ДагЦИК'а и осталось без последствий. И т. д., и т. д."28.
- После этого обследования Президиум ДагЦИЮа принял было решение о проведении необходимых для устранения всех этих беззаконий мероприятий. Но опять ничего не изменилось. В "записке" Комзета мы далее читаем:
- "Старший инструктор НК РКИ Дагестана тов. Га-лулаев, член партии, письменно сообщил в Москву, между прочим, о следующем:
- а) интерес со стороны высших правительственных органов Дагестана к судьбе горско-еврейского населения, поднятый 'приездом тов. Островского, продолжался короткое время, после чего наступила реакция, принявшая в Дербентском округе характер отместки за временно причиненные неприятности;
- б) со стороны лиц и учреждений, от которых зависит решение ряда намеченных мероприятий, замечается явно-недоброжелателыюе, а в лучшем случае,
- 28 Поразительно, что в книге Ларина эти два последние абзаца пропущены.
- {36}
- безучастное отношение, вследствие чего принятые директивы не выполняются;
- в) в центре горско-еврейской оседлости, в Дербентском округе упорно продолжается прежняя практика притеснений горско-еврейской массы, чинимых советскими органами". (Подчеркнуто в подлиннике).
- В сообщении инструктора НК РКИ отмечалось также, что ездивший в Москву в качестве жалобщика от горских евреев делегат от восьми аулов Антилов по возвращении в Дагестан был посажен в тюрьму и предан суду. Правда, суд его оправдал.
- В феврале 1929 года Президиум ВЦИК'а принял новое постановление о горских евреях в Дагестане, наметившее ряд мероприятий, которые должны были изменить положение дагестанского еврейства29. О результатах этих мероприятий сведений в большую печать не проникало.
- 2" Ларин, стр. 133.
- {37}
- ГЛАВА ВТОРАЯ
- {АРГУМЕНТЫ АНТИСЕМИТОВ}
- Во многих из показанных выше случаев антисемитских проявлений антисемитизм носит почти иррациональный характер. Это было отталкивание от непривычного, ощущаемого, как "чужое". У некоторых это ощущение "чужого" приобретало такой законченный характер, что даже уже не вызывало отталкивания от евреев, а просто отношение к ним, как к чему-то вне человеческого общества. Поразительный пример такого отношения к еврейству мы встречаем в рассказе Бориса Пильняка "Ледоход", написанном в 1924 году, когда еще так свежа была память о страшных еврейских погромах периода гражданской войны. Автор рассказывает о занятии отрядом "повстанцев" небольшого городка на Украине; атаман отряда анархист, но комиссар отряда коммунист, в отряде регулярно получают и читают "Известия" и отряд живет жизнью советских повстанцев. Но "жидов" вешают и в городке
- 1.
- устраивают погром-:
- "К утру в городке начался еврейский погром, всегда страшный тем, что евреи, собираясь сотнями, начинают выть страшнее сотни собак, когда собаки
- 1 Борис Пильняк, "Собрание сочинений", т. 3, Москва-Ленинград, Госиздат, 1929 г., стр. 81.
- 38
- воют на луну, -- и гнусной традиционностью еврейских перин, застилающих пухом по ветру улицы".
- При этом автору, повидимому, даже и в голову не приходило, что он глубоко увяз в болоте антисемитизма. И когда через несколько лет ему был брошен публично упрек в антисемитизме -- со ссылкой на только что цитированный рассказ, -- он энергично протестовал против этого обвинения2.
- Но такое эстетско-снобистское и в основе своей пассивно-толерантное отношение к крайним проявлениям антисемитизма было уделом немногих. Гораздо шире были распространены настроения активного и агрессивного антисемитизма, которым в обстановке болезненной ломки старого жизненного уклада и распада старой социальной ткани легко поддавались многие из тех, кому эта ломка несла социальную деградацию или тяжелые материальные лишения (а кто не переживал этих лишений в первое десятилетие революции?). Этот массовый и почти стихийный антисемитизм искал своего обоснования. Прямая защита антисемитизма была, правда, затруднена в Советском Союзе, так как советское правительство не без основания видело в антисемитизме возможное орудие контрреволюции. Всё же в 20-ых годах запрет антисемитизма не носил такого абсолютного характера, чтобы сделать невозможной публичную аргументацию
- 2 Обвинение это было выдвинуто против Пильняка в статье Максима Горького "Об антисемитизме" в "Известиях" от 24-го июня 1931 года, о чем было сообщено в телеграмме ЕТА из Москвы, напечатанной на следующий день в "Нью Йорк Тайме". Пильняк в это время находился в Соединенных Штатах. Но лишь через десять дней, в "Нью Йорк Тайме" от 5-го июля, появился протест его против обвинения его в антисемитизме: Пильняк высказывает при этом свое "восхищение еврейским народом" ("аДпигаиоп {от Ню ^е"^^8Ь реор1е") и ссылается на перевод его произведений на иддиш и на иврит и -- на свою еврейскую бабушку.
- 39
- в пользу антисемитизма. В качестве образца такой публичной защиты, формально полу-защиты антисемитизма приведу выдержку из речи проф.{ Юрия} В. Ключникова на митинге, посвященном еврейскому вопросу, состоявшемся в Москве, в помещении консерватории, 2-го декабря 1926 года3.
- "...Уже февральская революция (1917 года) установила равноправие всех граждан России, в том числе и евреев. Октябрьская революция пошла еще дальше. Русская нация проявила самоотречение. Создалось определенное несоответствие между количественным составом (евреев) в Союзе и теми местами, которые в городах временно евреи заняли...
- Вы видите, как по всей Москве настроились мелкие будочки с хлебом и колбасой, являющиеся еврейскими. Вот вам первоисточник этого недовольства: мы здесь в своем городе, а к нам приезжают и стесняют нас. Когда русские видят, как русские же женщины, старики и дети мерзнут по 9-11 часов на улице, мокнут под дождем над ларьком Моссельпрома, и когда они видят эти сравнительно теплые (еврейские) ларьки с хлебом и колбасой, у них появляется ощущение недовольства...
- Это явление упускать из виду нельзя. С этим нужно считаться. У жителей больших городов может явиться это сторожкое чувство, поскольку страшно нарушена пропорция и в государственном строительстве и в практической жизни и в других областях между численным составом (евреев) и населением. Если бы у нас в Москве не было жилищного кризиса -- масса людей теснится в помещении, где нельзя совершенно жить; а в то же время вы видите, как люди приезжают из других частей страны и занимают жилую площадь. Это приезжие евреи...
- э Цитировано по стенограмме речи Ключникова Лариным, стр. 124-125. Часть стенограммы была напечатана в "Рабочей Москве" от 7-го декабря 1926 года.
- {40}
- Дело не в антисемитизме, а в том, что расъет национальное недовольство, национальная сторожкость, настороженность других наций. На это не надо закрывать глаза. То, что скажет русский русскому, того он еврею не скажет. Массы говорят, что слишком много евреев в Москве. С этим считайтесь, но не называйте это антисемитизмом".
- В этой речи нашли свое выражение три основных аргумента советского антисемитизма этого периода: